Статья опубликована в № 3044 от 20.02.2012 под заголовком: На асфальте: Старые трассы для «новой Москвы»

Столица получит от Подмосковья около 500 км дорог

Вместе со 148 000 га новых территорий, которые простираются до границы Калужской области, столица получит от Подмосковья около 500 км дорог. Которые последний раз ремонтировались 4–5 лет назад.
С. Портер

В октябрьском отчете перед Мосгордумой мэр города Сергей Собянин заявил, что решение об увеличении территории российской столицы – «это шаг спасения Москвы на очень долгую перспективу», в том числе и от неминуемого транспортного коллапса.

Решить эту нерешаемую до сих пор проблему власти надеются в том числе путем расширения столицы и перенаправления транспортных потоков. «Продление» Москвы вплоть до границ Калужской области, предложенное президентом России Дмитрием Медведевым летом прошлого года и одобренное Советом Федерации, формально произойдет 1 июля 2012 г. До этого на 148 000 га, присоединяемых к столице, объявлен «переходный период». О том, как надо работать с такой территорией, какая транспортная инфраструктура нужна «новой Москве», официально говорится лишь в общих чертах.

Нарисуйте нам красиво

В начале года Москомархитектура объявила конкурс на концепцию развития Московской агломерации, рассчитанную на 30–50 лет, которая необходима для разработки генплана «выросшего» города. Для подготовки отберут 10 авторских коллективов. Они дадут предложения по границам и структуре (планировочному и транспортному каркасу) агломерации и свои варианты решения одной из самых серьезных проблем региона – чрезмерной маятниковой трудовой миграции и ее следствия – высокой нагрузки транспортной системы.

Положение о конкурсе не выражает конкретных представлений московских властей о том, каким должен стать новый город. Предполагается только, что присоединяемая территория будет разбита на три пояса. В самый ближний переедут чиновники, правительственные и общественные объекты. За ними поселятся локальные научные, медицинские, образовательные комплексы, что разместят в самом дальнем поясе, не уточняется. Кроме того, власти хотели бы расселить на этой территории до 2,5 млн человек.

Итоги конкурса будут подведены в сентябре 2012 г. «О том, какой будет «новая Москва», говорить до объявления результатов бессмысленно, – заявил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Никаких конкретных пожеланий город, в том числе в отношении транспорта, не высказывал. Наоборот, власти максимально открыты для новых идей. Главное – чтобы они были действенными, эффективными».

Сколько в метрах?

Вместе с огромной территорией Москве отойдет от области примерно 500 км автомобильных дорог общего пользования областного подчинения, рассказал «Ведомостям» начальник службы имущественного комплекса ГУ Управление автомобильных дорог Московской области (Мосавтодор) Игорь Смирнов. По его словам, последние работы на этих трассах проводились в 2007–2008 гг. «Это был ремонт с уширяемой частью, с устройством слоев покрытия, досыпкой и обстановкой дороги, обновлением дорожных знаков», – уточнил он. Планировались ремонтные мероприятия на 2012–2013 гг., но в связи с передачей трасс в собственность Москве работы на них, вероятнее всего, будут проводиться уже за счет столицы, добавил Смирнов. Также Москве должны отойти и дороги 21 муниципального образования, которые попадают в подчинение столицы, но назвать общий километраж этих трасс ни один из опрошенных «Ведомостями» экспертов не смог.

Вопросы реконструкции трасс федерального значения, в том числе и тех, которые проходят по территории «новой Москвы», курирует Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта России (Росавтодор). Однако советник по связям с общественностью Росавтодора Андрей Меньшов затруднился сказать, в чьем ведении будут федеральные дороги после официального перехода территории юго-западной части Подмосковья к столице.

Городское правительство, наоборот, активно говорит о федеральных трассах и готовности участвовать в их развитии. Как заявил в интервью телеканалу «Россия 1» мэр Сергей Собянин, дополнительная реконструкция ждет Варшавку, реконструкция и расширение – Калужское шоссе. Обе трассы федерального значения. Калужское шоссе можно назвать центральной магистралью присоединяемых земель, его протяженность от МКАД до границ Калужской области составляет 62 км. Варшавское шоссе, лишь частично затрагивающее новые территории города, от МКАД до Подольска протянулось на 13 км. Часть старого Варшавского шоссе от границ Подольска до соединения с Калужским шоссе, которая также попадает в «новую Москву», имеет длину 27 км.

На землю «новой Москвы» попали и трассы, находящиеся в ведении государственной компании «Российские автомобильные дороги» (госкомпания «Автодор»), в частности федеральная автодорога М3 «Украина». Она была передана в доверительное управление «Автодора» в октябре 2011 г. Как рассказали «Ведомостям» в пресс-службе госкомпании, «Автодор» будет управлять дорогой на всем протяжении – от МКАД до границы с Украиной. Несмотря на то что новые территории Москвы проходят до 86-го км автодороги М3, принято решение не включать ее в улично-дорожную сеть столицы. «Это позволит развивать трассу как скоростную автодорогу в составе международного транспортного коридора», – говорят в пресс-службе.

Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) также частично попадает на территорию, вошедшую в состав Москвы. Речь идет о первом (в районе Малого Московского кольца от трассы М4 «Дон» до трассы М1 «Беларусь» в районе Большого Московского кольца) и пятом пусковых (в районе Малого Московского кольца от трассы М3 «Украина» до скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург) комплексах. Летом прошлого года проект был также передан в доверительное управление госкомпании «Автодор». В пресс-службе «Автодора» говорят, что первый и пятый пусковые комплексы должны будут строиться после 2019 г. (начнут с третьего и четвертого). Таким образом, время для изменения проекта еще есть.

Либо быстро, либо плотно

Ситуация до кольцевой автодороги по киевскому, калужскому, варшавскому направлениях и собственно МКАД более-менее ясна: в Москве ведется ежедневный мониторинг характера движения транспорта на улично-дорожной сети, рассказали «Ведомостям» в ГУ «Центр организации дорожного движения» (ЦОДД) правительства Москвы. Так, согласно графикам, представленным ЦОДД, на киевском направлении (далее все данные – с постов ДПС у пересечения трасс и МКАД) в часы пик плотность потока транспортных средств в центр достигает 5500 автомобилей в час, а в область – 7000 авто/ч. Загруженным можно считать и Варшавское шоссе, где в часы пик плотность потока, движущегося в область, доходит до 6000 авт/ч, движущегося в центр – до 4000 авт/ч. Показатели Профсоюзной улицы в часы пик не превышают 3000 авт/ч в обе стороны. А на МКАД на участке от Минского до Варшавского шоссе на внутренней и внешней сторонах детекторы фиксируют в дневные часы в среднем 7500 авт/ч.

Что касается скорости движения на этих магистралях, то Ленинский проспект в центр в часы пик замедляется до 30 км/ч, а в область – до 50 км/ч. На Профсоюзной улице скорость движения в центр может упасть ниже 20 км/ч, а в область – колебаться от 30 до 50 км/ч. Стоит и Варшавка: скорость движения в центр в часы пик здесь обычно ниже 20 км/ч, днем в область по этому направлению машины движутся со скоростью от 25 до 50 км/ч. На внутренней стороне МКАД в затор на участках от Варшавского шоссе до Ленинского проспекта нередко фиксируется 10 км/ч.

А вот с данными по области ясности меньше. Там детекторы транспорта у ЦОДД не установлены, данных о загруженности движения пока нет. Зато за текущей ситуацией на дорогах следят в интернете. Так, по данным Леонида Медникова, аналитика сервиса «Яндекс.Пробки», Киевское шоссе (4–5 полос в обе стороны, после 37-го км дорога сужается до трех полос в каждую сторону) в области легко справляется с потоком машин из города, а летом пробки в направлении из Москвы возникают лишь через несколько десятков километров, в районе Малого Московского кольца. А вот в сторону Москвы перед МКАД, где широкая магистраль упирается в развязку МКАД с Ленинским проспектом, каждое утро выстраивается пробка длиной более 5 км, заявил Медников. Калужское шоссе более узкое, чем Киевское, по две полосы в каждую сторону, и по утрам пробки в Москву здесь достигают 10 км, а в область их не так много (если на дворе не лето). На Варшавке также по две полосы в каждую сторону и постоянные затруднения (машины в основном собираются у Щербинки и Подольска, суммарная длина пробок – до 10 км), но основную нагрузку принимает на себя Симферопольское шоссе.

Улицы за свой счет

Опрошенные «Ведомостями» участники рынка, чьи проекты волею судьбы оказались на территории «новой Москвы», разошлись во мнениях о нынешней дорожной инфраструктуре своих земель. Андрей Шишкин, заместитель гендиректора Фонда РЖС (в ведении фонда в «новой Москве» два участка общей площадью около 600 000 кв. м в Наро-Фоминском районе около ОНО ОПХ «Толстопальцево» и два участка в Ленинском районе у Ватутинок общей площадью 116,9 га), оценил доступность объектов фонда как высокую. Гендиректор «Авгур эстейта» (компания строит жилой «Квартал А101» в Коммунарке, более 200 000 кв. м) Виктор Козлов считает, что доступность его объектов «оставляет желать лучшего». «По картографическим данным расстояние от МКАД до «Квартала А101» – 3,4 км. Однако мы всегда предупреждаем потенциальных покупателей о том, что на преодоление этих километров может уйти от 15 минут до 1,5 часа – такова реальность», – говорит он.

«Сейчас существует серьезный дисбаланс между федеральными трассами, которые находятся в целом в неплохом состоянии, и рокадными дорогами, которые не обладают необходимой пропускной способностью, так как пересекают федеральные трассы, железнодорожные пути», – считает Алексей Гусев, коммерческий директор компании «Загородный проект» (девелоперская «дочка» группы компаний RDI, у которой в «новую Москву» попало около 1300 га земли).

И все же застройщики надеются, что расширение Москвы поможет развитию транспортной инфраструктуры юго-запада области и успеху их строящихся объектов. По словам обладающего неким тайным знанием Сергея Хорошкова, гендиректора «МИЦ-девелопмента» (входит в ГК МИЦ, которая вместе с «Авгур эстейтом» ведет застройку Коммунарки, общая площадь строительства – 350 000 кв. м), в обозримой перспективе эту местность будет не узнать: в планах по развитию присоединяемых земель – реконструкция Калужского шоссе, строительство новых развязок. Трасса должна стать шестиполосной в обоих направлениях, а светофоров вообще не будет, метро продлят от Южного Бутова до Коммунарки, появятся новые железнодорожные вокзалы – такая информация, конечно, должна понравиться потенциальным покупателям. Откуда эти сведения у компании, в пресс-службе МИЦ не сообщили.

Самостоятельно строить крупные дороги готовы не все девелоперы. «Мы, как крупный лендлорд в Ленинском районе, заинтересованы в развитии дорожных сетей и активно участвуем в реализации проектов», – заявил гендиректор ГК «Масштаб» Владимир Сорокин. Но в RDI считают, что инфраструктурные проекты, связанные с дорогами общего пользования, девелоперы не должны реализовывать за свой счет.

Тем не менее прокладка улиц и строительство подъездов к объектам застройки обычно полностью ложатся на плечи частного бизнеса. Формирование уличной сети на объектах, возводимых на участках Фонда РЖС, является задачей застройщика, рассказали в фонде. Самостоятельно строит подъезды и улицы к своим объектам и ГК «Ташир» (на территории «новой Москвы» у компании проект города-спутника Gazoil Park, общая площадь застройки – 1 млн кв. м). «Дело даже не в официальных условиях властей, это нужно нам самим. Два проекта, расположенных рядом, будут сильно отличаться по популярности в зависимости от того, насколько удобно до них будет добираться», – уверена PR-директор по девелоперским проектам ГК «Ташир» Ирина Каграманова. «Мы тоже вкладываем средства в уличную сеть. Стоимость строительства дорог внутри наших проектов не превышает 5–10% от общих затрат», – заявил Алексей Гусев из «Загородного проекта». Затраты «МИЦ-девелопмента», который помимо уличной сети в возводимых им жилых комплексах в Коммунарке взялся совместно с «Авгур эстейтом» строить 1 км дороги на территории поселка, по словам Сергея Хорошкова, составят 35 млн руб.

Властелин дорог

В Москомархитектуре вводится должность главного заместителя архитектора Москвы по транспортным вопросам. Он должен будет заниматься развитием транспортной стратегии Московской агломерации. Предполагается, что им станет дорожник со стажем – бывший руководитель госкомпании «Автодор» Сергей Костин, который в декабре прошлого года был освобожден премьер-министром РФ Владимиром Путиным от занимаемой должности с формулировкой «в связи с переходом на новую работу». Об этом сообщал «Ведомостям» высокопоставленный чиновник мэрии и подтвердили несколько знакомых Костина.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать