Сергей Шойгу предлагает передать Центральную кольцевую автодорогу Московской области

Губернатор Подмосковья Сергей Шойгу хочет получить контроль над одним из крупнейших инфраструктурных проектов в регионе – Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД) ценой свыше 240 млрд руб. Минтранс не готов пока отдать дорогу
Д.Абрамов/ Ведомости

Шойгу настаивает на передаче Подмосковью проекта ЦКАД, рассказали «Ведомостям» три федеральных чиновника. Ранее Шойгу сам говорил, что проект нужен региону.

ЦКАД поможет лучше развивать прилегающие территории, объясняет министр транспорта Московской области Александр Воробьев, к тому же регион мог бы эффективнее заниматься многими вопросами: землеотводами, присоединением ЦКАД к дорожной сети, переговорами с населением. Сейчас власти недостаточно прислушиваются к общественному мнению при строительстве дорог, сетовал ранее Шойгу (цитата по «Интерфаксу»): «В результате из хорошего дела каждый раз получаем скандал».

Кто ответит за ЦКАД

За ЦКАД отвечает госкомпания «Автодор», это самый масштабный ее проект в Московской области. ЦКАД фактически станет дублером бетонки (см. инфографику). Изначально предполагалось, что ЦКАД пройдет прямо по малому и большому бетонному кольцу. Но эти дороги не соответствуют первой категории качества, на них слишком много пересечений и примыканий, а более 40 км проходит по подмосковным городам и другим населенным пунктам. Трассы пришлось бы практически полностью перестроить, и новый маршрут для ЦКАД был признан более целесообразным.

Новое кольцо соединит федеральные магистрали, войдет в международные транспортные коридоры и решит проблемы не только Москвы и Московской области, указывает представитель Минтранса, министерство против передачи проекта. Трасса должна остаться в ведении «Автодора», согласен представитель госкомпании: «Это проект федерального уровня».

Но идею отдать ЦКАД под начало Шойгу готов поддержать президент Владимир Путин, говорит федеральный чиновник. Дозвониться до представителя Кремля вчера не удалось.

Вопрос окончательно еще не решен, сейчас идут консультации между ведомствами, знает другой высокопоставленный федеральный чиновник. Передавать Московской области ЦКАД без соответствующего федерального финансирования бессмысленно, уверены собеседники «Ведомостей»: 18 млрд руб., которые сейчас есть в областном дорожном фонде, недостаточно даже для решения текущих задач Подмосковья. Решение выглядит рациональным, поскольку Подмосковье заинтересовано в строительстве ЦКАД значительно сильнее, чем госкомпания, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Это не только вопрос развития инфраструктуры, но и рост налоговой базы, указывает она.

Цена кольца

Согласно программе «Автодора», инвестиции в ЦКАД до 2019 г. должны составить 241,4 млрд руб., в том числе 168 млрд – средства федерального бюджета, заложенные в действующей ФЦП «Развитие транспортной системы». Более 70 млрд руб. «Автодору» предстоит привлечь от частных инвесторов. По оценкам «Автодора», с учетом дисконтирования проект может окупиться за 23–26 лет, доход от сбора платы за проезд по части участков в 2018–2019 гг. может составить 9,3 млрд руб.

Первые три секции ЦКАД (первая, третья и четвертая) предполагается строить и эксплуатировать на основе «контрактов жизненного цикла», следует из презентации «Автодора». Это вид частно-государственного партнерства, при котором частник строит и содержит дорогу за свой счет, а государство обязано уплачивать ему фиксированный эксплуатационный платеж и поэтапно возместить инвестиции в строительство с учетом нормы доходности на капитальные вложения.

ЦКАД а в числе проектов, которые «Автодор» представлял иностранным инвесторам во время своего роуд-шоу. У Московской области также есть возможности привлечь инвесторов, уверен Воробьев. К тому же уже есть прецедент, когда федеральные трассы передавались регионам, замечает он: проектом Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге занималось городское правительство.

«Автодор» уже активно работает над проектом, говорит представитель госкомпании. На третьем отрезке (105 км между трассой Москва – Санкт-Петербург и Горьковским шоссе) идут работы по подготовке территории, оформляются участки, разрабатывается конкурсная документация, перечисляет он. Территория под четвертым отрезком (96 км между Горьковским и Киевским шоссе) еще не готова, до конца года «Автодор» начнет искать подрядчика. Остальные участки пока проектируются.

Ускорить работы над первым отрезком, который проходит по территории расширенной Москвы (113 км от Киевского шоссе до пересечения с Минским), в апреле потребовал бывший тогда президентом Дмитрий Медведев. Он поручал к декабрю закончить проектирование, а в 2014 г. начать строить дорогу. График госкомпании соответствует этим поручениям, уверяет представитель «Автодора»: документация этого участка уже получила положительный отзыв Главгосэкспертизы.

ЦКАД не нужна

Эксперты, обновлявшие Стратегию социально-эконо-мического развития до 2020 г., напротив, дали по ЦКАД отрицательный отзыв. В докладе по транспортной инфраструктуре профильная группа рекомендовала правительству отказаться от строительства, поскольку сеть федеральных дорог и так замкнута на Москву. Такая конфигурация неэффективна, а ЦКАД только усугубит проблему, указывали они. Поток грузов в Подмосковье увеличится, а лучше создавать альтернативные логистические центры в других регионах, например в Нижнем Новгороде.

Строительство ЦКАД позволит перехватить большегрузный транспорт на дальних подступах к Москве, не согласен представитель Минтранса, это сократит поток, направляющийся на МКАД. А грузы можно будет сортировать и направлять в другие регионы мелкими партиями, рекламирует «Автодор» в описании проекта: образуется новое логистическое кольцо.