На трассе "Дон" появится новый платный обход

Участок дороги в 30 км обойдется в 17 млрд руб., 15 млрд из них даст государство
М. Стулов/ Ведомости

Госкомпания «Автодор» объявила, что до конца года намерена найти инвестора для строительства нового участка трассы М4 «Дон». Это отрезок с 517 по 544 км в Воронежской области в обход сел Новая Усмань и Рогачевка. Действующая трасса проходит через населенные пункты и расширять ее некуда. Старый участок останется бесплатным, за проезд по будущему обходу нужно будет заплатить по базовым тарифам «Автодора» - не более 1,5 руб. за 1 км для легковых автомобилей.

Стартовая стоимость проекта - 16,9 млрд руб. 15 млрд из них - государственное финансирование. Оставшиеся 1,9 млрд (то есть чуть более 10%) вложит частник. За два года он должен будет построить дорогу, а потом еще 20 лет ее содержать. Все это время «Автодор» будет перечислять исполнителю по 7,6 млрд руб. в год, чтобы частник смог окупить свои вложения и затраты на содержание. Собирать плату за проезд будет сам «Автодор» или выбранный госкомпанией оператор. Платежи на стадии эксплуатации будут формироваться именно из средств, собранных за проезд.

На секции М4 «Дон» с 225 по 633 км уже есть оператор, который должен собирать деньги за проезд, - это дочка «Мостотреста» «Обединенные системы сбора платы» (ОССП). В 2011 г. «Автодор» заключил с ОССП операторское соглашение сроком на 10 лет. Общая стоимость проекта - 6,6 млрд руб. Это пока единственный контракт на управление уже готовой трассой: ОССП должна вложить деньги лишь в обустройство дороги, например, в строительство пунктов взимания платы и установку интеллектуальных систем, а реконструировалась трасса за счет бюджета. Новый участок предметом этого операторского соглашения не является, оператор для него будет выбран отдельно, уточняет представитель «Автодора».

Для строительства нового обхода будет заключено долгосрочное инвестиционное соглашение - доля частного финансирования в таких проектах невелика. Зато конкурс можно провести быстрее: «Проекты на основе долгосрочных инвестсоглашений реализуются быстрее, чем концессионные, разница в сроках - около двух лет», - объяснял «Ведомостям» зампредправления «Автодора» Александр Носов.

М4 «Дон» - единственная федеральная трасса, где уже действуют платные участки. Пока их три (в Московской, Тульской и Липецкой областях), скоро заработают еще два. Обустройство всей М4 «Дон» должно завершиться к 2019 г., следует из планов «Автодора», бюджет потратит на трассу 218 млрд руб.