Минфин и Банк России согласуют позиции по страхованию жилья

Министерство финансов России и Банк России планируют снять разногласия по законопроекту о страховании жилья на согласительном совещании в правительстве, которое запланировано на этой неделе в ближайшее время, сообщила заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева.

По ее словам, после принятия законопроекта потребуется в его развитие принять еще целый ряд важных подзаконных актов. Они будут разрабатываться правительством, Минфином и Центробанком. "Значительная часть имеющихся по законопроекту у ведомств разногласий в ходе рабочих обсуждений уже снята", - сказала представитель Минфина.

За Минфином - основным разработчиком концепции страхования жилья

- остается роль методолога. После принятия законодательных изменений Минфину потребуется разработать порядок осуществления компенсаций по новому виду страхования, определить методику стандартных подходов к страхованию жилья на региональном уровне, оказывать методологическую поддержку региональных программ страхования жилья. Сами эти программы будут разрабатываться местными властями с учетом определения посильной нагрузки для страхователей, рисков, которые включаются в программу страхования на данной территории, продолжила представитель Минфина.

Условия страхования по договорам будут устанавливаться правилами страхования, а те, в свою очередь, базироваться на минимальном национальном стандарте, который предстоит разработать Всероссийскому союзу страховщиков (ВСС) и утвердить Банку России. В компетенции Центробанка - установление требования к страховщикам, допущенным к этим социально значимым программам.

Предложение о введении льготного режима налогообложения для страхователей жилья пока не нашло поддержки у Минфина России, Банк России согласился с аргументами финансового ведомства. Спорным остается вопрос определения законодательных актов, в которые могут быть внесены изменения, определяющие концепцию страхования жилья. Один из предлагаемых Центробанком вариантов предусматривает внесение соответствующих положений в закон об организации страхового дела или даже создание отдельного законодательного акта.

Со своей стороны представители Минфина считают, что тема защиты жилья погранична. Она имеет не только страховой аспект, но и, например, аспект организации государственной помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях, а потому новые положения о защите жилья логично включить в жилищное законодательство. В случае принятия концепции по страхованию жилья страховщикам предстоит решить массу конкретных вопросов по реализации этой идеи, они готовы к этой работе, заявил президент ВСС Игорь Юргенс.

"Прошло 9 месяцев с момента стихийного бедствия на Дальнем Востоке. На восстановительные работы и оказание помощи пострадавшим от стихии было выделено 40 млрд руб. бюджетных средств. В конце апреля этого года в органы государственной власти докладывали уточненные данные об объеме общего ущерба от этого наводнения. Цифра составила 527 млрд руб., из которых 87,9 млрд руб. - прямой ущерб, а косвенный, рассчитанный в соответствии с мировыми практиками, - 429 млрд руб.", - сказал Юргенс.

Как сообщалось ранее, концепция массового страхования жилья, подготовленная Минфином, предусматривает заключение договоров добровольного страхования по рискам, связанным с ЧС. Граждане, которые предпочтут не страховать жилье, будут при наступлении ЧС получать помощь от государства в уменьшенном объеме по сравнению со страхователями этих имущественных рисков. Предоставленное взамен жилье невозможно будет продать, подарить или передать по наследству. Предполагается, что в региональных программах перечень страхуемых рисков может быть модифицирован с учетом специфики региона, тогда страховая защита жилья станет более привлекательной для жителей этих регионов.