Правкомиссия поддержала проект о лишении прав за скрытие номеров на автомобилях

Ужесточение норм в МВД объяснили ростом числа правонарушений
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности поддержала инициативу МВД России об ужесточении административной ответственности за сокрытие автомобильных номеров с помощью специальных устройств. Авторы предлагают лишать за такое нарушение водительских прав на срок от одного года до полутора лет. О решении «Ведомостям» сообщил источник, близкий к комиссии.

О том, что МВД России подготовило законопроект об ужесточении ответственности автовладельцев, «МВД медиа» сообщило в конце января. Изменения предлагается внести в Кодекс РФ об административных правонарушениях. Сейчас за управление автомобилем без госномера либо тем, который оборудован устройством или материалами для скрытия или видоизменения регистрационных знаков, грозит штраф в 5000 руб. или лишение прав на срок от одного до трех месяцев (ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ).

Но, констатируют в МВД, в России число таких правонарушений остается стабильно высоким и продолжает уверенный рост. В 2018 г. зафиксировано более 70 567 случаев, а уже в 2023 г. – 111 261 случай. В ведомстве считают, что такая динамика указывает на недостаточную эффективность регулирования.

В связи с этим МВД России предлагает выделить нарушение с применением спецустройств в отдельную часть и назначить за это наказание в виде лишения прав от года до полутора лет с конфискацией устройства. В ведомстве объясняют, что из-за таких устройств другие нарушения автомобилистов не могут быть выявлены системами фотовидеофиксации, что создает предпосылки к несоблюдению правил дорожного движения и повышает риск дорожно-транспортных происшествий.

Кроме того, за повторную езду без госномеров, с видоизмененными номерами либо управление автомобилем, чьи номера скрыты с помощью неких материалов, также МВД предлагает лишать водительских прав от года до полутора лет.

Законопроект уже согласован с Минобороны, Минтрансом, Минюстом, Минкономразвития и Минфином России. Документ также публично размещался для общественных обсуждений и независимой антикоррупционной экспертизы на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Однако заключения по нему от независимых экспертов не поступали.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что проблема со скрытием автономеров действительно очень серьезная, поскольку этим могут заниматься не только желающие уйти от штрафов за нарушения ПДД, но и террористы.

«Несколько месяцев назад обращались в МВД с просьбой криминализовать использование таких устройств – приравнять их к шпионским устройствам, которые в РФ запрещены. <…> Все организации, которые будут продавать такие устройства, должны быть вне закона. А у нас получается, что они очень комфортно себя чувствуют», – сказал Шапарин.

При этом он отметил, что в законопроекте должны быть разграничены понятия «устройства» и «материалы» для скрытия номера, ведь наказания за эти нарушения будут не одинаковые.

«Разница между материалом и устройством должна быть четко в законодательстве определена, но сейчас она по большому счету останется на усмотрение сотрудника полиции. Следовательно, возникает простор для трактования, а значит, и коррупционная составляющая», – полагает эксперт.

Директор юридической группы «Яковлев и Партнеры» Мария Яковлева пояснила «Ведомостям», что устройства – это, скорее, более сложные механизмы, например, специальные шторки или складывающиеся панели, созданные для быстрого сокрытия номера. Под материалами же могут подразумеваться любые предметы, способные закрыть знаки, такие как медицинские маски или визитки.

По ее словам, детальная статистика по обжалованию штрафов и лишению прав за сокрытие номеров отсутствует или скрыта от общественности.

«Согласно общим данным, число обжалований в таких случаях обычно относительно невелико. Это связано с доказательной базой, которую фиксируют при нарушении», – добавила Яковлева.

Шапарин также сообщил «Ведомостям», что случаи сокрытия номеров – это только часть проблемы, поскольку в России «огромное количество автомобилей» не стоят на государственном регистрационном учете и, по сути, находятся вне системы камер видеофиксации и ОСАГО. Поэтому МВД России необходимо и далее работать над регулированием этой сферы, убежден эксперт.