Статья опубликована в № 2744 от 30.11.2010 под заголовком: Заграница им поможет

Международный роуминг – очень выгодное дело

«Большая тройка» сотовых операторов получает от услуг роуминга собственным абонентам в 2–4 раза меньшую прибыль, чем от других услуг. Но это отставание операторы с лихвой компенсируют за счет чужих абонентов, попадающих в их сети

При совокупной оценке доходов и расходов от деятельности по «исполнению соглашения о роуминге [с зарубежными партнерами]» установлено, что в среднем при оказании этой услуги выручка превышает расходы в 2,5 раза, а рентабельность [по чистой прибыли] составляет 59%. Об этом говорится в недавно опубликованном решении Федеральной антимонопольной службы (ФАС), рассматривавшей в марте – октябре 2010 г. дело о завышении «большой тройкой» тарифов на услуги роуминга в странах СНГ.

Средняя рентабельность роуминга рассчитывалась исходя из показателей услуг, предоставляемых собственным абонентам (в среднем – 7%) и клиентам других компаний, которые приезжают в Россию и пользуются роумингом в сетях российских операторов (гостевой роуминг, 85%), говорится в решении. По оценкам ФАС, в среднем доход от роуминга гостевым абонентам в 158 раз больше, чем собственным абонентам «большой тройки», а расходы на 300% ниже. Но операторы не представили антимонопольной службе информации о техническом, технологическом и ином различии в оказании услуг гостевым и своим, которая бы объясняла такое различие в доходах, говорится в решении.

Получая большую часть выручки за счет иностранных граждан, приезжающих в Россию, российские операторы фактически субсидируют своих абонентов в иностранных сетях, поясняет пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Иванова. Дело в том, что стоимость в роуминге в основном складывается из обязательных выплат иностранным партнерам за то, что они обслуживают абонентов российских компаний в своей сети, добавляет менеджер одного из операторов. К тому же учитываются межоператорские взаиморасчеты и расходы на аренду каналов и другие косвенные затраты, необходимые для корректного оказания услуг роуминга. На эти цели уходит около 80% от абонентского тарифа, добавляет собеседник «Ведомостей». Согласно решению ФАС примерно столько же «большая тройка» зарабатывает на чужих клиентах, находящихся в роуминге в ее сетях. Но Иванова и пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая не согласны с такими расчетами (представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева назвала данные по рентабельности роуминга конфиденциальной информацией).

Общая рентабельность «Мегафона» от услуг роуминга составляет менее 25%, говорит Иванова. На собственных абонентах при оказании этой услуги оператор зарабатывает лишь около 5%, добавляет она. Рентабельность роуминга гостевых абонентов она не раскрывает, но считает оценку ФАС «некорректной». Осадчая из МТС признает, что рентабельность выездного роуминга «близка» к 7%, но в целом маржа этой услуги ниже, чем совокупная маржа от всех услуг оператора: в I–III кварталах 2010 г. рентабельность МТС по чистой прибыли составляла 12,8–16,3% (у «Мегафона» – около 24%).

Все расчеты проводились на основе материалов, полученных от самих сотовых компаний, а также анализа цен на роуминг в СНГ, который готовился еще до возбуждения дела против российских сотовых компаний, сказал вчера «Ведомостям» руководитель департамента ФАС Дмитрий Рутенберг.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать