«Евросеть» стала лидером по продаже телефонов Nokia

Давний лидер розничных продаж мобильных телефонов в России – «Евросеть» только в августе стала крупнейшим российским продавцом телефонов Nokia. До этого оставаться лидером «Евросети» помогали прежде всего продажи трубок Samsung
М.Стулов

«Евросеть»

розничная компания. акционер – Euroset Holding N.V. (Нидерланды), принадлежащая Alpazo ltd Александра Мамута (50,1%) и «Вымпелкому» (49,9%). Финансовые показатели (МСФО, 2010 г.): выручка – 61,9 млрд руб., EBITDA – 8,37 млрд руб., чистая прибыль – 5,58 млрд руб.

В августе 2011 г. «Евросеть» впервые в истории российского мобильного ритейла реализовала больше телефонов Nokia, чем любой другой российский продавец. Об этом заявил «Ведомостям» президент «Евросети» Александр Малис. Он ссылается на оценки независимых экспертов, согласно которым в августе «Евросеть» продала 388 000 аппаратов Nokia – на 8000 больше, чем «Связной». Источник в Nokia подтвердил справедливость этих оценок.

В России это первый случай, когда одна компания становится лидером по продажам и Nokia, и Samsung – двух крупнейших телефонных брендов в мире, отмечает Малис. Он объясняет это «рывком в продажах», который «Евросеть» совершила, перехватив около 500 «лучших салонов по всей России» у основного конкурента – «Связного». В первой половине 2011 г. «Евросеть» договорилась об открытии 450 салонов на площадях, которые раньше занимал «Связной», и въехала в 270 бывших салонов конкурента. Это не повредило «Связному» – он открыл новые салоны, зачастую рядом с прежними, говорил ранее его гендиректор Денис Людковский. По данным преподавателя Академии народного хозяйства и бывшего маркетолога «Евросети» Владимира Богданова, за полугодие «Связной» увеличил число салонов даже больше, чем «Евросеть». Зато продажи телефонов в салонах «Евросети» растут быстрее, говорит Малис: в августе они на 20% превзошли продажи августа 2010 г.

Были времена, когда «Евросеть» почти совсем не продавала телефоны Nokia. Розничная сеть конфликтовала с Nokia в те годы, когда ею владели основатели – Евгений Чичваркин и Тимур Артемьев (вышли из бизнеса осенью 2008 г.). Чичваркин добивался от финской компании права торговать телефонами напрямую, а Nokia соглашалась работать только через дистрибуторов, в частности через VVP Group. В 2006 г. «Евросеть» ненадолго помирилась с Nokia, но в августе снова разорвала отношения: Чичваркин разослал сотрудникам «Евросети» письмо с выпадами в адрес финской компании, не отгружавшей российскому ритейлеру новинки и не заключавшей с ним прямого контракта.

Правда, противостояние с Nokia не мешало «Евросети» три года подряд (до начала кризиса 2008 г.) показывать лучший рост продаж среди розничных сетей в мире.

В 2008 г. Nokia и «Евросеть» запустили совместную рекламную кампанию – буквально на следующий день после того, как стало известно о продаже ритейлера. Чичваркин тогда уверял, что это «разовая акция». В конце 2008 г. он отошел от управления «Евросетью» и покинул Россию, а уже в 2009 г. розничная сеть стала официально торговать финскими телефонами.

По продажам традиционно Nokia была № 1 в «Связном», а Samsung – в «Евросети», говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но в последние годы «Связной» начал наращивать продажи корейских брендов (Samsung и LG), а «Евросеть» – Nokia, при этом сохранив лидерство в сегменте Samsung, говорит он.

Представители «Связного» и МТС (владелец третьей по количеству салонов розничной сети) вчера отказались от комментариев. В Nokia также не стали официально комментировать ситуацию.