Как долго осталось жить услугам sms

Пересылка sms – одна из самых первых услуг мобильного обмена информацией и инструмент оплаты многих сервисов. Но по мере роста популярности социальных сетей, мобильного интернет-доступа и смартфонов все чаще звучат прогнозы об уходе sms на второй план, а то и в полное забвение. На деле «слухи о скорой смерти» sms, как это часто бывает, сильно преувеличены

У МТС в 2011 г. sms-трафик вырос почти на 20%, у «Мегафона» за последние три года – на 26%, говорят их представители. Все операторы российской сотовой «большой тройки» сообщают, что sms – рентабельная услуга и одна из самых доходных: например, в IV квартале 2011 г., по данным AC&M-Consulting, «большая тройка» заработала на sms 13,2 млрд руб. – 25,5% всех доходов от дополнительных услуг, или 6,6% совокупной выручки. Но еще больше операторы стали зарабатывать с 2011 г. на мобильной передаче данных (в том же IV квартале 2011 г. – 21,1 млрд руб., по данным AC&M-Consulting), причем их доходы от этой услуги растут быстрее, чем от sms. Например, у МТС выручка от мобильной передачи данных выросла в 2011 г. на 49%, а от передачи sms-сообщений – только на 11%.

Прошло почти 20 лет с тех пор, как инженер британской Vodafone отправил директору первое sms-сообщение с текстом Happy Xmas. С тех пор объем sms-трафика постоянно рос, достигнув 7,8 трлн сообщений в 2011 г., или 247 000 sms каждую секунду, рассказывает директор департамента по развитию бизнеса с операторами связи и сервис-провайдерами Microsoft в России Анна Кулашова. А в 2015 г., согласно прогнозам Portio Research, этот трафик вырастет до 9,6 трлн sms.

Судьба sms предопределена: они исчезнут как самостоятельная услуга, а будущее за унифицированными сообщениями, уверен директор по работе с корпоративными заказчиками системного интегратора «Крок» Сергей Жучков. Скоро абонент не будет даже задумываться о том, каким способом отправить сообщение – через соцсеть, мессенджер или sms: «Это решат за него мобильное устройство и сеть». Первая ласточка – сервис iMessage от Apple, считает директор по маркетингу Ostrovok.ru Роман Степанов, а когда еще и Google Talk превратится из приложения для Android в массовый сервис, который «бесшовно интегрируется с sms», наступит перелом рынка.

Соцсети и сервисы в России и странах СНГ пока не настолько популярны, чтобы можно было говорить о реальной угрозе звонкам и sms, возражает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Преимущество sms в том, что пользователь «гарантированно и мгновенно получает сообщение», чего соцсеть обеспечить не может, добавляет ее коллега из «Вымпелкома» Анна Айбашева. А при использовании интернет-мессенджеров возникает ряд дополнительных условий: функционал, доступ в сеть по различным протоколам, присутствие абонента в конкретной соцсети или клиенте; отправить sms гораздо проще, если есть телефон и известен номер абонента, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина.

Бесплатные мессенджеры, доступные пользователям современных смартфонов (iMessage, Blackberry Messenger и т. п.), для sms тоже пока не конкуренты, считает Кулашова из Microsoft: основное мобильное устройство в России пока все-таки обычный сотовый телефон (Feature Phone). Впрочем, и те, кто меняет его на смартфон, отправлять sms не перестают: по данным исследования GfK, выполненного по заказу Microsoft в России, 97% опрошенных пользователей смартфонов в 2011 г. активно отправляли sms-сообщения.

«Вымпелком» сам опросил абонентов, пользующихся соцсетями через мобильные телефоны, и не заметил драматической утраты их интереса к sms, рассказывает Айбашева. Далеко не все люди, чьи контакты имеются у вас в телефоне, пользуются соцсетями, объясняет она. МТС наблюдает в последние два-три года рост передачи данных через электронные мессенджеры и соцсети за счет роста продаж смартфонов, говорит Кузьменко; за последний год объемы этого трафика выросли в разы. Но доля соцсетей и мессенджеров в общем мобильном трафике все еще незначительна, хотя операторы пытаются развивать свои аналоги: например, у «Мегафона» еще с 2009 г. есть свой VoIP-сервис «Мультифон» – российский аналог Skype, напоминает Дорохина. Сейчас у него более 600 000 подписчиков.

Сообщения sms – еще и массовое средство оплаты; правда, AC&M-Consulting прогнозирует, что с 2012 г. его станут использовать все реже. «Sms-платежи – простой и понятный механизм, имеющий только один недостаток – огромную комиссию», – объясняет Степанов. Например, при оплате с помощью sms внутренней валюты соцсети «В контакте» – «голосов» – абонент МТС заплатит за «голос» в среднем 11–11,7 руб. (в зависимости от того, сколько единиц валюты он приобретает), а при оплате банковской картой, «Яндекс.Деньги» или Webmoney «голос» в любом случае стоит 7 руб.

Операторы не исключают, что со временем sms-оплата может уступить позиции другим сервисам – например, их же приложениям оплаты, интегрированным с банковскими счетами. Но это вопрос не одного десятилетия, оговаривается Айбашева. С помощью sms пользователи оплачивают контент, подписки, сервисы в соцсетях, напоминает Кузьменко из МТС. Sms-оплату МТС будет развивать параллельно с платежными системами на основе банковских приложений.

Развивающие мобильный банкинг кредитные организации не спешат отказываться от sms. Представитель Сбербанка прочит этому способу оплаты «значительные перспективы» и популярность в течение многих лет. А вот начальник отдела систем дистанционного обслуживания «Банк24.ру» Алексей Виноградов считает, что будущее за специальными приложениями для популярных мобильных платформ – iOS, Android, Windows Phone. Sms станет лишь одним из каналов взаимодействия между платежными системами, считает Жучков из «Крока». А Алексей Демин, управляющий корпоративными продажами G Data Software в России и СНГ, ждет, что sms уже скоро станет «исключительно служебным средством передачи информации».