Статья опубликована в № 3115 от 04.06.2012 под заголовком: «Связной» подписался на безлимит «Билайна»

«Вымпелком» договорился с независимым ритейлером

Крупнейший в России независимый сотовый ритейлер «Связной» подписал бессрочное соглашение с «Вымпелкомом» о продаже его контрактов. Этим дело, возможно, не ограничится: «Вымпелком» может допустить «Связного» к участию в проекте создания сети своих монобрендовых салонов, которые пока строит одна «Евросеть»
А.Махонин / Ведомости
ОАО «Вымпелком»

оператор мобильной и фиксированной связи. акционер – Vimpelcom Ltd. (100%), совладельцами которой являются Telenor (39,5% голосующих акций), Altimo (24,99%), Weather Investments II (18,3%), Bertofan Investments Виктора Пинчука (5,995%). финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – $10,34 млрд, Чистая прибыль – $1,06 млрд.

ЗАО «Группа компаний «Связной»

Розничная сеть. Акционер – Svyaznoy N.V. (99,99%), ее владелец – Trellas Enterprises Максима Ноготкова. Финансовые показатели (данные компании, 2011 г.): выручка – 69,7 млрд руб., EBITDA – 5 млрд руб.

«Вымпелком» и «Связной» подписали бессрочное маркетинговое соглашение об условиях продажи контрактов оператора, рассказала «Ведомостям» представитель «Связного» Елена Ноготкова и подтвердила представитель «Вымпелкома» Елена Прохорова. Рассчитываться с дилером «Вымпелком» будет по принципу разделения доходов, т. е. в течение определенного срока выплачивать «Связному» часть дохода от абонента, подключенного в салоне «Связного». До сих пор «Связной» заключал договоры с операторами только на определенный срок, подчеркивает Ноготкова.

Предыдущее соглашение «Вымпелкома» и «Связного» действовало три года и истекло 31 января 2012 г. Оно обязывало «Связной» поддерживать продажи sim-карт «Вымпелкома» не ниже определенного уровня — минимум 45% от всех продаж контрактов в салонах ритейлера, уточняли источники газеты «Коммерсантъ». Залогом был опцион на покупку контрольного пакета ЗАО «Группа компаний «Связной»; если бы «Связной» нарушил условия, оператор был бы вправе приобрести контроль над ЗАО, для чего заранее приобрел одну его акцию. «Связной» пошел на такие условия, поскольку в кризисный 2009 год нуждался в средствах, часть которых «Вымпелком» выплатил ему авансом.

Когда срок соглашения истек, контракты «Вымпелкома» стали продаваться в «Связном» на «стандартных рыночных условиях», говорят источники, близкие к двум сторонам. Но стороны были заинтересованы в более выгодном сотрудничестве, и в конце концов было заключено новое соглашение.

По сведениям человека, близкого к одному из продавцов электроники, новое соглашение обязывает «Связной» продавать 220 000-250 000 контрактов «Вымпелкома» в месяц. Ноготкова эту цифру опровергает: реальная, по ее словам, в два с лишним раза ниже. Взамен «Вымпелком» обязуется в течение 12 месяцев с момента подключения нового абонента отчислять ритейлеру часть суммы, которую этот абонент тратит на связь. Максимальная сумма вознаграждения — 350 руб. по итогам 12 месяцев, утверждают источник, близкий к продавцу электроники, и партнер нескольких сотовых ритейлеров. Ноготкова называет эту цифру заниженной.

Брать в залог акции «Связного» «Вымпелком» на сей раз не стал, говорит партнер сотовых ритейлеров. Это подтверждает человек, близкий к одной из сторон соглашения. Теоретически «Связной» может зарабатывать на подключениях к «Вымпелкому» 77-87,5 млн руб. в месяц, но на практике цифра будет выходить меньшая, прогнозирует человек, близкий к продавцу электроники: не все абоненты, подключенные в салонах «Связного», будут приносить оператору достаточно средств для того, чтобы тот мог перечислить ритейлеру 350 руб.

Бессрочным соглашением о продажах sim-карт сотрудничество «Вымпелкома» и «Связного», возможно, не ограничится: они ведут переговоры о создании сети монобрендовых салонов «Вымпелкома», говорят Ноготкова и Прохорова. По сведениям источника в одной из компаний — партнеров «Вымпелкома», тот обсуждал со «Связным» возможность открытия примерно 1500 торговых точек к концу 2013 г. До обсуждения точных цифр дело еще не дошло, возражает менеджер, близкий к одному из участников переговоров. Открытие одного салона в Центральной России (за пределами Москвы) стоит $20 000-30 000, а, например, на Северо-Западе — $30 000-50 000, оценивал в начале 2012 г. менеджер крупного сотового ритейлера.

Один контракт на строительство сети монобрендовых салонов у «Вымпелкома» уже есть: в марте 2011 г. он заключил его с «Евросетью», 49,9% которой принадлежит самому «Вымпелкому». За полтора года (т. е. к сентябрю 2012 г.) «Евросеть» должна построить 1000 салонов, затратив на это 1,25 млрд руб.; большую часть этой суммы «Вымпелком» должен будет ритейлеру возместить. К началу II квартала 2012 г. «Евросеть» открыла 535 фирменных салонов «Билайна», говорит Прохорова, а всего под брендом оператора действовало 2836 салонов, из них 221 собственный. Впоследствии контракт может быть расширен — тогда «Евросеть» построит для акционера еще 1000 салонов. Возможное сотрудничество со «Связным» не отменяет контракта с «Евросетью», подчеркивает Прохорова. Президент «Евросети» Александр Малис не видит проблемы в том, что «Связной» может стать партнером «Вымпелкома» по строительству монобрендовой сети.

У «Связного» большой опыт в строительстве монобрендовой розницы: вся розничная сеть МТС была построена менеджерами этого ритейлера, напоминает гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. А «Вымпелкому», в 2010 г. спустившемуся со 2-го на 3-е место по числу абонентов и выручке от мобильной связи в России, нужна сильная розничная сеть, чтобы конкурировать с МТС и «Мегафоном», считает Кусков. Правда, его смущает то, что разные салоны «Билайна» могут строиться и обслуживаться разными партнерами: для единой розничной сети очень важно иметь одинаковый уровень обслуживания по всей сети без исключений, говорит он.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать