Суд отнимает у Yota частоты для LTE

Суд, отменивший решение о выдаче «Скартелу» частот для LTE, счел, что это ограниченный ресурс и его следовало выставить на торги. «Скартел» возражает, что получил частоты в обмен на другие
Yota не согласна, что выданные ей частоты должны были разыгрываться на торгах/ С. Портер/ Ведомости

Вчера Девятый арбитражный апелляционный суд опубликовал мотивировочную часть постановления от 28 февраля 2013 г., которое отменило решение Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) от 8 сентября 2011 г. о выдаче «Скартелу» (бренд Yota) частот 2500–2690 МГц. Таким образом суд удовлетворил жалобу волгоградского телевизионного оператора ЭРОС («Электронные радиооптические системы»), работающего на этих же частотах и оспаривавшего решение Арбитражного суда Москвы, отклонившего его иск в ноябре 2012 г.

Рискующие вместе. 25

российских городов охвачены LTE-сетями «Скартела», сообщила вчера компания. Помимо самого «Скартела» его сетями пользуются на правах виртуальных операторов «Мегафон» (всюду, где эти сети действуют) и МТС (в Казани). Партнерство со «Скартелом» остается в силе, говорит представитель»Мегафона».

ООО «Скартел»

Оператор мобильного широкополосного доступа. Акционеры: 100% – Garsdale Services Ltd., 82% которой принадлежит Алишеру Усманову, 13,5% – фонду Telconet Capital Сергея Адоньева, 4,5% – «Ростехнологиям». Выручка (управленческая отчетность, 2010 г.) – 3,73 млрд руб., чистая прибыль – 385 млн руб.

Апелляционный суд счел, что частоты 2500–2690 МГц нельзя было сразу выдавать «Скартелу», а нужно было разыграть на конкурсе. Суд ссылается на закон «О связи», требующий выставлять радиочастоты на торги в случае, если использовать их может ограниченное количество операторов. А один из пунктов оспариваемого решения ГКРЧ как раз и гласит, по мнению суда, что выделенные «Скартелу» частоты являются ограниченными. Выделяя часть диапазона 2500–2700 МГц «Скартелу», ГКРЧ указывала, что он может использовать эти частоты «при выполнении обязательств по финансированию и проведению организационно-технических мероприятий, обеспечивающих возможность совместного использования выделенных полос радиочастот, или по их высвобождению...» Сама необходимость проведения таких мероприятий свидетельствует, по мнению коллегии судей, что «на момент выделения ООО «Скартел» полос в диапазоне 2500–2530 МГц и 2620–2650 МГц они являются несвободными, т. е. ограниченными для использования».

Суд ссылается также на утвержденный правительством План использования полос радиочастот в рамках развития перспективных технологий, где «прямо указано, что диапазон радиочастот 2500–2570/2620–2690 МГц подлежит использованию на основе конкурсов на всей или большей части территории РФ».

В результате судьи пришли к выводу, что выделение «Скартелу» частот без проведения торгов «является незаконной государственной преференцией», которая дала этому оператору «необоснованное конкурентное преимущество по сравнению с иными операторами связи». В частности, с ЭРОСом, который, по мнению суда, тоже мог бы поучаствовать в конкурсе, будь он объявлен. ЭРОС не собирался участвовать ни в каком конкурсе, заявил гендиректор оператора Дмитрий Крылов, но компанию волнует, что будет с используемыми ею в Волгограде частотами по истечении срока ее лицензий (2016–2019 гг.).

«В основе постановления апелляционного суда лежат два аргумента, и мы с обоими не согласны», – передал «Ведомостям» управляющий директор Yota Networks (подразделение «Скартела», отвечающее за партнерство с другими операторами) Егор Иванов. По его мнению, этот спектр «не признан ограниченным в установленном законом порядке». При этом суд не учел, что частоты не выделялись «Скартелу» заново, а «исторически принадлежали компании», обращает внимание Иванов: в сентябре 2011 г. ГКРЧ просто заменила ранее имевшиеся у оператора полосы в том же диапазоне 2500–2700 МГц (ранее использовавшиеся для беспроводного интернет-доступа WiMax) на новые. В результате «Скартел» «не только не получил дополнительных частот, но и отдал для развития LTE в России 10 МГц из выделенных ему ранее 70 МГц в диапазоне 2500–2700 МГц», подчеркивает Иванов.

Во-вторых, раз закон не требует проведения конкурса, то права ЭРОСа не были нарушены и у компании в принципе отсутствует повод для судебного иска, убежден он. По его словам, «Скартел» в ближайшее время намерен подать кассационную жалобу.

Частоты были выданы «Скартелу» без конкурса, это факт, но оценивать ситуацию нужно с учетом многих факторов, в том числе с учетом обмена частот «Скартела», согласен руководитель управления Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг.

Прежние же полосы частот ГКРЧ изъяла у «Скартела» и добавила участникам конкурса, проведенного в июле 2012 г. Роскомнадзором. На конкурсе разыгрывались полосы нижнего диапазона (791–862 МГц), предназначенные для строительства федеральных сетей LTE, а верхние достались победителям бесплатно – для создания двухдиапазонных сетей. Частоты, освобожденные «Скартелом», получили МТС и «Ростелеком».

Отменяя пункт решения ГКРЧ, суд, по сути, вновь возвращает те частоты «Скартелу». Но «Ростелеком» выиграл частоты на конкурсе и не видит оснований пересматривать его результаты, говорит представитель компании Кира Кирюхина. Представитель МТС отказался от комментариев.

Требования ЭРОСа поддержала «Сумма телеком» Зиявудина Магомедова, говорится в постановлении суда. «Сумма» и сама судится за частоты 2,5–2,7 ГГц, но малоуспешно: принятое в июле 2012 г. решение Арбитражного суда Москвы в ее пользу было отменено апелляционной, а затем и кассационной инстанциями. Недавно «Сумма телеком» обратилась с надзорной жалобой в Высший арбитражный суд. По словам представителя «Суммы телеком», постановление суда «подтверждает противоречивость решений ГКРЧ и может стать основанием для признания результатов конкурса недействительными.

Кассационная инстанция не пересматривает дела по существу, а лишь оценивает законность решений нижестоящих инстанций, напоминает адвокат «Князев и партнеры» Максим Столяров. А чтобы оценить контраргументы «Скартела», надо учесть много факторов – например, по чьей инициативе оператору обменяли частоты, считает он. Ситуация неоднозначная, согласна руководитель телекоммуникационной группы «Пепеляев групп» Наталья Иващенко. Причиной спора она считает неурегулированность законодательного статуса решений ГКРЧ. По сути, комиссия аннулировала свои предыдущие решения о выделении «Скартелу» частот, а взамен предоставила другие. В этой ситуации по закону она должна была бы возместить оператору убытки, считает Иващенко. А если нет, то вызывает большие вопросы законность такого подхода: ведь «во избежание претензий со стороны «Скартела» ему предоставляются другие полосы частот, но при этом не принимаются во внимание права и интересы других операторов». Минкомсвязи пока изучает мотивировочную часть решения, сказал его представитель.