Статья опубликована в № 3341 от 08.05.2013 под заголовком: Компьютеры уступают планшетам

Компьютеры проиграли планшетам

I квартал 2013 г. оказался провальным для российского рынка персональных компьютеров – за год поставки этих устройств сократились почти на четверть. Эксперты объясняют это тем, что пользователи начали переходить на планшеты

В январе – марте 2013 г. на российский рынок было поставлено 2,44 млн настольных ПК (десктопов) и ноутбуков – это на 24,4% меньше, чем в I квартале 2012 г., следует из отчета аналитической компании Gartner. Поставки ноутбуков сократились на 30,5%, настольных ПК – на 11,3%. Самое серьезное падение продаж зафиксировано у Apple – минус 49,4%. Поставки компьютеров HP снизились за год на 41%, Asus – на 35,3%.

Ранее продажи компьютеров в первые три месяца года в России только росли: в 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. рост составил всего 0,4%, но в I квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2011 г. отгрузки выросли более чем на 44%. В январе – марте 2013 г. произошло самое серьезное снижение продаж ПК на российский рынок за последние 4–5 лет, сказала «Ведомостям» аналитик Gartner Аннетта Джамп. Правда, рекордное падение было все-таки в кризис: в IV квартале 2008 г. и в 2009 г. они сократились на 40%.

Резкое снижение спроса на десктопы и ноутбуки было зафиксировано еще в прошлом году. Например, в IV квартале 2012 г. по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. отгрузки этих устройств сократились на 19% (данные Gartner). Джамп объясняет это тем, что ритейлеры практически не закупают новые компьютеры. Они продолжают распродавать складские запасы, накопившиеся у них из-за переоценки спроса на десктопы и ноутбуки.

Кроме того, в последнее время покупатели охотнее тратят деньги на дешевые планшетные компьютеры, работающие под управлением операционной системы Android, отмечает Джамп. Она прогнозирует, что влияние планшетов на рынок ПК сохранится еще в течение двух кварталов. Как ситуация будет развиваться дальше, зависит от того, на сколько поставщики снизят цены на компьютеры перед началом учебного сезона.

Еще одной причиной падения спроса на ПК Джамп называет уменьшение объемов закупок госструктурами в первые месяцы года. По ее мнению, продажи ПК будут небольшими и во II квартале 2013 г.

Тайваньская Asus в I квартале 2013 г. отгрузила на 18% больше ПК, чем годом ранее, говорит представитель Asus Алексей Нистратов. Он считает, что причин для беспокойства нет. Apple тоже не видит снижения продаж своих ПК, говорит близкий к компании источник. Данные Gartner он объясняет тем, что в I квартале 2012 г. у Apple была крупная сделка в госсекторе, что и повлияло на цифры первых месяцев этого года. Представитель Apple не ответил на вопрос.

В продажах «М.видео» спрос на моноблоки и настольные системные блоки за первые три месяца 2013 г. по сравнению с I кварталом 2012 г. снизился на 7,7%, на ноутбуки – почти на 13%, говорит представитель ритейлера Регина Роднянская. Но в основном снижение спроса на ноутбуки было обусловлено падением популярности нетбуков – их продажи сократились почти в 3 раза, объясняет она. А по данным «Евросети», продажи ноутбуков в натуральном выражении в I квартале 2013 г. в России и вовсе увеличились на 6%. Вице-президент ритейлера по коммерции Виктор Луканин объясняет это растущей популярностью тонких ноутбуков – ультрабуков: их продажи в натуральном выражении по сравнению с I кварталом 2012 г. выросли на 470% (при этом продажи нетбуков упали на 44%). Вряд ли можно говорить о рекордном падении спроса на настольные ПК и ноутбуки, считает представитель Media Markt Анна Трофимова. Продажи этих устройств в Media Markt в первые три месяца года снизились примерно на 10%. Падение компенсировал рост спроса на компьютеры-моноблоки, объясняет она. А президент производителя ПК «К-системс ирбис» Эдуард Воронецкий согласен с подсчетами Gartner: падение продаж десктопов и ноутбуков в России в I квартале 2013 г. вполне могло составить 25–30%. На рынке их теснят планшетники – именно они, а также smart-телевизоры, практически вплотную приблизившиеся к планшетникам по набору функций, в ближайшие 2–3 года будут наиболее востребованы на компьютерном рынке, считает он.

По данным «Евросети», продажи планшетных компьютеров в России в I квартале 2013 г. выросли на 250% по сравнению с тем же периодом 2012 г. В Media Markt они увеличились в 3,2 раза, говорит Трофимова. Примерно на столько же увеличились продажи планшетов и в «М.видео», добавляет Роднянская. Asus тоже сумела продать своих планшетов в первые три месяца года в 3–4 раза больше, чем годом ранее, рассказывает Нистратов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать