«Почта России» разработала государственную электронную почту для связи госорганов с гражданами и юрлицами

«Почта России» разработала электронную почту для связи госорганов с гражданами и юрлицами, потратив 150 млн руб. - в 200 раз меньше, чем планировалось

С 20 ноября «Почта России» начинает в Московской области пилотный проект по доставке юридически значимых почтовых отправлений от госорганов гражданам в электронной форме, рассказал «Ведомостям» заместитель гендиректора почты Родион Шишков. Проект продлится 1,5 месяца, в нем будут участвовать ГИБДД и Федеральная служба судебных приставов, по его итогам почта готова будет распространить проект на всю Россию и на другие ведомства, говорит он.

Возможность отправлять юридически значимые письма (уведомления о штрафах, повестки в суд, постановления приставов и т. д.) в электронном виде появилась после принятия соответствующих поправок в Административный кодекс и другие законы. Они вступают в силу с 15 ноября. Сейчас госорганы рассылают около 0,5 млрд бумажных уведомлений в год в виде заказных и простых писем, говорит Шишков. Тариф на доставку заказного письма, утвержденный ФСТ для «Почты России», составляет 38,47 руб. с НДС. С введением электронных заказных писем тариф на доставку бумажных писем для госорганов не изменится, а доставка уведомления в электронном виде обойдется им вдвое дешевле.

Сейчас ведомства платят «Почте России» за доставку бумажных писем, но переход на доставку в электронном виде кроме удобства для граждан позволил бы сэкономить бюджетные средства, ведь бумажное заказное письмо всегда будет дороже электронной рассылки, передал через пресс-службу министр госуправления, информационных технологий и связи Московской области Максут Шадаев.

При этом у гражданина должен быть выбор, получать уведомления в бумажном или электронном виде. Перевод на электронную форму не будет автоматическим: если гражданин пожелает воспользоваться этой услугой, он сам выберет ее на портале госуслуг, заметил Шадаев. Он надеется, что встроенные в систему возможности настроить оповещение о получении новых электронных заказных писем по e-mail и sms, а также возможность осуществить платеж с помощью банковской карты прямо из письма (см. врез) повысит собираемость штрафов.

Создать государственную электронную почту предложил в 2009 г. занимавший пост министра связи, а сейчас помощник президента Игорь Щеголев. В новом законопроекте «О почтовой связи» (принят в первом чтении в марте) говорится о «единой почтовой электронной системе» (ЕПЭС), оператором которой должна стать «Почта России». Она должна обеспечивать работу официальных электронных адресов, электронный документооборот, а также пересылку обычной почтой. По словам замминистра связи Михаила Евраева, законопроект сейчас готовится ко второму чтению и этот пункт планируется оставить в нем. Министерство поддерживает этот проект «Почты России», сказал он.

Минэкономразвития принципиально поддерживает мероприятия, направленные на переход от бумажных носителей к электронным юридически значимым уведомлениям, для тех кто согласится на этот способ их получения, говорит директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон. По его словам, это соответствует тенденциям развития зарубежного и российского рынка почтовых услуг. Вступление в силу закона, позволит заменять бумажные носители электронными, а не только дублировать их, как происходит сейчас, а также ускорит сроки доставки и позволит сэкономить, уверен Мандрон.

В начале 2013 г. предыдущее руководство «Почты России» оценило стоимость создания такой системы в 31,1 млрд руб., которые рассчитывало получить из бюджета. Почта обещала построить систему за три года. По замыслу авторов того проекта для безопасности данных нужно было построить не менее трех дата-центров, между которыми должно быть не менее 100 км. Система должна была обеспечивать работу 100 млн пользователей и быть недоступна не более 5 минут в год.

«Почта России» потратила на реализацию проекта около 150 млн руб., говорит Шишков. Эти деньги пошли на разработку всей системы, так что при масштабировании на всю Россию они не вырастут. Вычислительные мощности для проекта почта арендует по модели «инфраструктура как услуга» (IaaS) - себестоимость подготовки одного электронного уведомления при этом исчисляется копейками. Таким образом, чем выше будет проникновение электронной услуги, тем прибыльнее для почты станет проект (сейчас доставка этих уведомлений для почты убыточна).

Проект должен окупиться через полтора-два года, говорит один из менеджеров «Почты России». Его успешное внедрение сделает ненужным «защищенный сегмент» g2x - введение законодательной монополии на доставку корреспонденции от госорганов, считает он.

На введении такого защищенного сегмента настаивало руководство «Почты России», чтобы гарантировать денежный поток, необходимый ФГУПу для успешной реорганизации. Согласно стратегии развития «Почты России» доставка писем - одно из трех основных направлений ее работы. Она рассчитывает нарастить долю на этом рынке с нынешних 80 до 91%, а выручку от этой услуги - с 33 млрд до 74 млрд руб.

Почта будет получать от госорганов информацию через систему межведомственного взаимодействия (СМЭВ) в электронном виде и направлять в личный кабинет граждан (доступ к нему будет через порталы госуслуг и «Почты России», zakaznoe.russianpost.ru), если они выразили желание получать уведомления в электронном виде. Для остальных уведомления будут печататься в центрах гибридной почты (в рамках пилотного проекта - бесплатно) и пересылаться по обыкновенной почте. Такая система позволит сократить срок доставки даже бумажного уведомления на 1-2 дня, сказал Шишков.

Себестоимость подготовки бумажной версии в центре гибридной почты в среднем составляет 2,5 руб., говорит Шишков. Сейчас госорганы тратят на подготовку одного уведомления в зависимости от уровня автоматизации процесса от 3 до 20 руб., знает менеджер почты.