Статья опубликована в № 3724 от 26.11.2014 под заголовком: МТС укоротила жизнь абонентам-молчунам

МТС перешла на трехмесячную методику учета абонентов

МТС последней в сотовой «большой тройке» перешла на трехмесячный учет абонентов. Раньше это было чревато утратой лидерства, а теперь украшает ее отчетность
Е. Разумный / Ведомости

О переходе МТС с шестимесячной методики учета абонентов на трехмесячную сообщил вчера ее вице-президент по маркетингу Василь Лацанич. Отныне все операторы сотовой «большой тройки» считают абонентов одинаково: пользователь считается абонентом в течение трех месяцев с момента проведения последней платной транзакции. МТС объяснила, что хочет следовать мировой практике (большинство операторов учитывают абонентов-молчунов три месяца), а заодно сможет закупать меньше лицензий на ПО.

Трехмесячная абонентская база оказалась предсказуемо меньшей, чем шестимесячная: например, в конце сентября 2013 г. оператор обслуживал 73,1 млн россиян - если считать по старой методике, и 67,3 млн - если по новой. Тем не менее в III квартале 2014 г. (за который МТС вчера отчиталась; см. стр. 16) абонентов в любом случае прибыло - их стало 73,3 млн.

С января 2008 г., когда трехмесячную методику учета внедрил «Вымпелком», МТС оставалась единственным российским сотовым оператором, который считал молчащих абонентов активными в течение полугода. Аналитики не исключали, что оператор намеренно не идет на унификацию методики учета, чтобы гарантированно оставаться лидером по числу абонентов в России. Угроза лидерству МТС была реальной в августе 2005 г., когда к ней вплотную приблизился «Вымпелком»: разрыв между операторами составлял менее 200 000 абонентов. Но впоследствии «Вымпелком» стал терять долю рынка, а МТС - наращивать. В последнее время основания претендовать на лидерство могли быть только у «Мегафона»: например, год назад он отставал от МТС всего на 1 млн абонентов, или 1,5% своей абонентской базы (если брать за основу трехмесячную методику учета; см. график). С тех пор разрыв существенно увеличился.

Раньше представители МТС говорили, что для перехода на трехмесячный учет нет «экономически обоснованных причин». Теперь МТС решилась перейти на общепринятую методику потому, что гонка за абонентами закончилась, считает управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов: и инвесторам, и акционерам операторов намного важнее экономические показатели. Трехмесячный учет точнее отражает текущее состояние компании и улучшает ее удельные операционные показатели - выручку и трафик в расчете на абонента, добавляет он. С ним согласен партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский: рост числа абонентов за последние годы сильно замедлился (новых пользователей практически не появляется) и теперь МТС заинтересована как можно точнее отображать состояние своей абонентской базы и удельные показатели. Теперь можно корректнее сравнивать МТС с конкурентами, добавляет он.

Удельные показатели МТС благодаря переходу на трехмесячный учет действительно улучшились, так что оператор выбился в лидеры «большой тройки» по размеру российских ARPU и MOU. При шестимесячном учете ARPU МТС составлял во II квартале этого года 308 руб. в месяц, а при трехмесячном - 336 руб. (+9%). У «Мегафона» за тот же период этот показатель составил 322 руб., а у «Вымпелкома» - 326 руб. в месяц. В III квартале МТС осталась лидером: ARPU ее российских абонентов составил 358 руб. в месяц против 335 руб. у «Вымпелкома» и 334 руб. у «Мегафона». Выросла и средняя длительность разговора: по старой методике во II квартале 2014 г. этот показатель у МТС составлял 342 минуты на абонента в месяц, по новой - 373 минуты (+9%). У «Вымпелкома» показатель MOU был на уровне 310 минут, у «Мегафона» - 340 минут. В III квартале МТС сохранила первенство перед «Вымпелкомом» и «Мегафоном»: их показатели MOU составили 377, 311 и 337 минут в месяц соответственно.

Сравнивать эти цифры нужно в динамике, а не после того, как один из участников рынка, долго считавший их иначе, одномоментно поменял методику, уверена пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. О том же говорит и представитель «Мегафона» Алия Бекетова: оценивать лидерство нужно в динамике, а не по итогам одного отчетного периода.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать