Российские дата-центры не заметят кризиса

Их бизнес растет благодаря запрету хранить персональные данные россиян за рубежом
Представители опрошенных «Ведомостями» дата-центров подтверждают растущий интерес к их сервисам и услугам и не скрывают, что он во многом связан с новым законом/ Д. Абрамов/ Ведомости

С 1 сентября в России заработает обновленный закон о персональных данных. Он требует от всех компаний, работающих с персональными данными российских граждан, обрабатывать и хранить их в России. Доступ к онлайн-ресурсам нарушителей будет ограничен. Благодаря закону бизнес российских коммерческих дата-центров в этом году вырастет, несмотря на кризис.

Дата-центр, или центр обработки данных (ЦОД), – это специализированное здание, где компании размещают свои серверы для хранения данных. У некоторых компаний есть свои ЦОДы, но в основной массе бизнес предпочитает арендовать места в коммерческих дата-центрах, сдающих место под оборудование сторонним клиентам.

На конец 2013 г., по данным IDC, все коммерческие дата-центры в России насчитывали около 26 500 стоек (ими измеряется пространство для размещения IТ-оборудования). Сейчас стоек уже более 30 000, рассказывает старший аналитик IDC Михаил Попов. По словам Попова, новый закон способствовал росту бизнеса коммерческих дата-центров еще до официального вступления в силу: многие западные компании вынуждены были заранее озаботиться размещением оборудования в России.

Представители опрошенных «Ведомостями» дата-центров подтверждают растущий интерес к их сервисам и услугам и не скрывают, что он во многом связан с новым законом.

Закон подтолкнул на аренду мощностей российских коммерческих дата-центров ряд иностранных банков, рассказывает представитель компании «Техносерв» (строит дата-центры под ключ) Екатерина Андреева. Она говорит, что среди клиентов «Техносерва», которые заинтересовались приобретением дополнительных мощностей в России, оказались также крупные ритейлеры. «Ростелеком», недавно купивший компанию SafeData (оператор сети дата-центров), также отмечает приток клиентов.

Заместитель гендиректора DataLine Алексей Севастьянов рассказывает, что в его компанию стали чаще обращаться международные компании из ритейла и FMCG, а проявляют интерес крупные интернет-проекты и производители электронной техники. Также есть запросы от российских компаний, ранее размещавших IТ-инфраструктуру в зарубежных дата-центрах. Тем не менее пока рано говорить о взрывном росте запросов, обусловленных непосредственно законом о персональных данных, считает Севастьянов. Как приток клиентов, связанный с вступлением в силу нового закона, повлияет на рост доходов компании, он не прогнозирует. Но отмечает, что основной доход по-прежнему формируется за счет старых клиентов.

Благодаря закону рынок вырастет примерно на 15% в этом году – как по количеству клиентов, так и по числу арендованных стоек, прогнозирует исполнительный директор компании DataPro Евгений Богданчиков. Его клиенты разделились на три равные группы. Для иностранных компаний закон был единственной мотивацией размещения в России, а для российских – одной из мотиваций наравне с подорожанием иностранных дата-центров вслед за девальвацией рубля и геополитическими рисками, которые они тоже должны учитывать, рассказывает Богданчиков. Третья группа – посредники (интеграторы и телекомоператоры), к которым обращаются конечные заказчики.

Богданчиков отмечает, что многие заказчики, мотивированные законом о персональных данных, ждут правоприменительной практики Роскомнадзора и поэтому попросили зарезервировать для них дополнительные серверные стойки на 2016 г. Тогда их доля в структуре выручки компании может вырасти до 25%, прогнозирует он.

Хранение данных в России раньше обходилось на 30% дороже, чем за рубежом, говорил ранее «Ведомостям» представитель системного интегратора «Инфосистемы джет» Валентин Крохин: в России более строгие требования к хранению персональных данных – в частности, нужны сертифицированные средства защиты. Но из-за девальвации рубля ситуация изменилась, отмечает Попов из IDC. Представитель компании «Селектел» Александр Вечерский говорит, что услуги компании стали на 20–40% дешевле, чем у иностранных конкурентов. По итогам года «Селектел» ожидает увеличения выручки, сказал Вечерский, не раскрывая деталей.