«Вымпелком» единственный выиграл от услуги переноса мобильного номера

Оператор приобрел таких абонентов больше, чем потерял; хотя отчасти это игра цифр
Вымпелком заключил больше всех контрактов по переходу с сохранением номера / Е. Разумный / Ведомости

«Вымпелком» единственный из большой четверки российских сотовых операторов имел на конец июня 2016 г. положительный баланс по перенесенным номерам, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух компаний, имеющих доступ к базе данных перенесенных номеров, которую ведет Центральный научно-исследовательский институт связи (ЦНИИС). Услуга переноса номера (Mobile Number Portability, MNP) позволяет абоненту перейти в сеть другого оператора, сохранив прежний номер; в России она работает с декабря 2013 г. Баланс – разница между количеством абонентов, ушедших от оператора с момента запуска MNP, и пришедших к нему от конкурентов.

Чистый выигрыш «Вымпелкома» по перенесенным номерам с начала действия услуги по 30 июня 2016 г. составлял почти 214 000 абонентов, говорит один из собеседников, ссылаясь на статистику ЦНИИСа. Остальные, по его данным, в минусе: чистые потери МТС составляли примерно 45 000 абонентов, «Мегафона» – 32 600. В минусе, говорит собеседник «Ведомостей», оказалась и Tele2: к ней пришло на 32 000 меньше абонентов, чем ушло от нее. Совокупный баланс «прочих операторов» – минус 104 000 абонентов.

Эти цифры, говорит собеседник «Ведомостей», описывают ситуацию по рынку в целом – с учетом и массового, и корпоративного сегмента. Сотрудник другой компании, имеющей доступ к статистике ЦНИИСа, приводит немного другие цифры: чистый результат «Мегафона» за вычетом его дочерней Yota – минус 213 000 абонентов (с учетом Yota, впрочем, все равно остается минус), у Tele2 – минус 45 000, у МТС – минус 4000. Положительный баланс только у «Вымпелкома», подтверждает второй собеседник выводы первого, – более 200 000 абонентов с декабря 2013 г. по конец июня 2016 г.

Похожие данные недавно опубликовала компания Dr Tariff, имеющая, по словам ее основателя Александра Волощука, доступ к базе данных перенесенных номеров (представитель Федерального агентства связи подтвердил это «Ведомостям»). По этим данным, ситуация лучше всего у «Вымпелкома» – разница между пришедшими и ушедшими MNP-абонентами составляет 230 000 за все время; на втором месте Yota – 165 000. МТС, по данным Dr Tariff, на третьем месте: пришедших и ушедших абонентов у нее примерно поровну, а вот «Мегафон» недосчитался 30 000 абонентов. Замыкает список Tele2, которую услуга MNP, по этим данным, сделала беднее на 100 000 абонентов.

«Вымпелком» уже давно фиксирует положительный баланс по количеству переходов в его сеть от других операторов и из его сети к конкурентам, говорит его представитель Анна Айбашева. Она считает, что это результат прозрачности его услуг – понятного ценообразования, отсутствия скрытых платежей и навязанных сервисов, – а также удачных маркетинговых акций. Работа по удержанию клиентов была организована в «Вымпелкоме» с самых первых дней внедрения MNP в России, говорит Айбашева: если клиент решил перейти в другую сеть, компания борется за него до последнего – например, убеждает его перейти на более удобный тарифный план.

ЦНИИС информацию о переходах абонентов между операторами не публикует и комментировать данные, оказавшиеся у «Ведомостей», не может, сообщил его представитель. Институт называет только общее количество поданных заявок на перенос номера и состоявшихся переходов: по данным на 18 августа их было 5,92 млн и 3,86 млн соответственно.

Больше всего переходов на сети Tele2 и «Вымпелкома» – в Москве, отмечают собеседники «Ведомостей» в двух компаниях, получивших доступ к базе данных перенесенных номеров. В случае с Tele2, запустившей московскую сеть только в октябре 2015 г., это было ожидаемо, констатирует один из них, а вот переходы в сеть «Вымпелкома» – неожиданность. А «Мегафону» и МТС статистику подпортили недавно (в 2015 г.) приобретенные ими активы поволжской группы СМАРТС, считает другой собеседник: абоненты СМАРТС очень активно переходили к «большой четверке», но формально отток учитывался уже в результатах новых владельцев.

Вице-президент «Вымпелкома» по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский в недавнем разговоре с журналистами говорил, что оператор пострадал от усиления конкуренции в Москве меньше других компаний «большой тройки».

Такой вывод он делал как раз из баланса переходов между операторами по услуге MNP и динамики доходов «Вымпелкома» в Московском регионе, но цифры не раскрывал. «Вымпелком» вовремя сфокусировался на продвижении пакетных тарифов, что повысило лояльность пользователей, снизило отток и увеличило средний месячный счет абонента (ARPU), говорил Поповский.

Представитель «Мегафона» Юлия Дорохина сказала, что не знает, «откуда взяты данные» «Ведомостей», и не будет их комментировать. Согласно внутренней статистике «Мегафона», баланс оператора по MNP-переходам за время действия этой услуги положительный. Представители МТС и Tele2 отказались от комментариев.

Гендиректор Telecomdaily Денис Кусков объясняет успех «Вымпелкома» в отдельных регионах хорошей обратной связью, скоростью работы горячих линий и служб. Но количество перенесенных номеров непринципиально для рынка на фоне общего числа абонентов в стране, обращает он внимание. Причин, почему «Вымпелком» остался в выигрыше от услуги переноса номера, несколько, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: во-первых, компания улучшает качество сети; во-вторых, модифицирует тарифы и на протяжении долгого времени предлагала абонентам более щедрые пакеты услуг; в-третьих, тщательно измеряет удовлетворенность клиентов. Как раз недавно «Вымпелком» сообщал, что по показателям NPS (индекс потребительской лояльности) сравнялся с конкурентами.