Samsung вернул первое место по выручке от продаж смартфонов в России

С осени 2015 года лидером рынка была Apple
Годовой бойкот, который объявляли ритейлеры, мало повредил продажам Samsung/ А. ГОРДЕЕВ/ Ведомости

В июле 2016 г. доля Samsung на российском рынке смартфонов по выручке составляла 29,1%, а его ближайшего конкурента Apple – 27,2%, следует из материалов компании, сотрудничающей с несколькими розничными сетями. Еще месяцем ранее лидером была Apple: на нее приходился 31% рынка в денежном измерении, а на Samsung – 28,2%. Предыдущий раз, когда Samsung лидировал, был почти год назад – в сентябре 2015 г.: на смартфоны корейского производителя тогда приходилось 26,8% доходов рынка, а на устройства Apple – 24,6%, следует из материалов, с которыми ознакомились «Ведомости».

Такие же цифры называет сотрудник другой компании, являющейся партнером обоих производителей. Возвращение Samsung на первое место он объясняет хорошими продажами флагманской модели Samsung Galaxy S7, начавшимися в марте 2016 г. На новинку Apple – iPhone SE, российские продажи которого стартовали в апреле, спрос на первых порах тоже был очень велик, но к середине лета заметно снизился, утверждает он.

Вернуться на первое место по выручке корейской компании помогли эффективные рекламные кампании и запуск кредитных программ в сочетании с расширением канала розничных продаж, объясняет директор Samsung Mobile в России Аркадий Граф. Количество брендированных зон Samsung в магазинах партнеров выросло во II квартале 2016 г. по сравнению с предыдущим на 40%, т. е. на несколько сотен, говорит он, а там, где такие зоны уже были, они были обновлены. Благодаря всему этому покупатель, пришедший в магазин за Samsung, легко и быстро может найти нужный товар, резюмирует Граф.

Российский рынок, как и мировой, ждет появления новой модели iPhone, а в преддверии очередной премьеры спрос на старые модели традиционно снижается, напоминает сотрудник одной из розничных сетей. К тому же в июле 2016 г. была в дефиците одна из популярных моделей iPhone, утверждает он.

И в мире первый

22,3% мирового рынка смартфонов (в штуках) занимал Samsung во II квартале 2016 г., по данным Gartner. Это на 0,5 п. п. больше, чем годом ранее. Доля Apple составляла 12,9% (минус 1,7 п. п.)

С одной стороны, Samsung Galaxy S7 продается хорошо, согласен ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. С другой – iPhone слишком дорогой, а вдобавок покупатели ждут выхода новой модели и не торопятся тратить деньги на предыдущие, говорит он.

В июне 2015 г. электроникой Samsung перестали торговать «Евросеть», розничные сети «Вымпелкома» и «Мегафона» (владеют по 50% «Евросети») и «Связной». Президент «Евросети» Александр Малис утверждал, что у Samsung стало много брака; человек, близкий к корейскому производителю, связывал бойкот с желанием ритейлеров добиться от Samsung более выгодных условий сотрудничества, учитывая начавшуюся ценовую войну с МТС. Двумя месяцами ранее МТС расторгла контракт со «Связным», у которого поменялся акционер (контроль над компанией перешел от Максима Ноготкова к брату Александра Малиса Олегу), и снизила цены на смартфоны и другие устройства почти до себестоимости. Таким образом МТС рассчитывала привлечь в свои салоны больше покупателей и стимулировать их активнее подключаться к мобильному интернету.

Правда, бойкот со стороны крупнейших мультибрендовых ритейлеров мало отразился на позициях Samsung в России. В первой половине 2016 г. на Samsung пришелся 21% всех проданных в России смартфонов – всего на 0,6 п. п. меньше, чем годом ранее, рассказывали «Ведомостям» сотрудники производителей электроники и торговых сетей. Если в июне 2015 г. Samsung занимал 23,7% российского рынка смартфонов (в штуках), то год спустя – 21,8%, добавлял один из них.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников считает, что Samsung лидирует по количеству продаваемых в России смартфонов и конкурирует с Apple по выручке благодаря широкой партнерской сети, в которую входит в том числе и МТС. Продажи Apple в штуках значительно ниже, чем у Samsung, так как американский производитель поддерживает имидж премиального бренда, говорит он. Кроме того, на рыночные позиции вендоров влияет время, избранное ими для начала продаж: iPhone 6s и iPhone 6s plus поступили в продажу осенью 2015 г. и это дало Apple значительные преимущества ввиду отсутствия конкурентного предложения со стороны Samsung, приводит пример Солодовников. Продажи появившихся в марте 2016 г. Samsung Galaxy S7 и S7 Edge, в свою очередь, выросли на фоне затухания интереса к флагманам Apple.

Представители Apple не ответили на вопросы «Ведомостей».