Статья опубликована в № 4243 от 18.01.2017 под заголовком: Рыцарь для музыкальной индустрии

Новый золотой век музыкальной индустрии

Как стриминговые сервисы спасают музыкальный рынок

Больше 100 млн человек в мире платят за подписку на музыкальные стриминговые сервисы, самые популярные из которых – Spotify и Apple Music. Еще пару лет назад представить себе такие цифры было невозможно. Благодаря популярности стриминга музыкальный рынок США растет второй год подряд – последний раз такое происходило 20 лет назад. Некоторые аналитики и управляющие студий говорят о новом золотом веке музыкальной индустрии.

Ежемесячный платеж в несколько долларов дает доступ пользователю к более чем 30 млн композиций – через приложение на смартфоне или компьютере. Музыкальные звезды получают огромную аудиторию – к примеру, пользователи Spotify в прошлом году 4,7 млрд раз прослушали песни только одного канадского рэпера Дрейка. Студия Universal Music, которая владеет правами на песни Дрейка, получает отчисления от каждого такого прослушивания. Это в результате помогает студии оставаться операционно прибыльной, несмотря на снижение продаж CD и цифровых копий музыки. Конкурирующая Warner Music, в каталоге которой есть, к примеру, Бруно Марс, в прошлом году показала самую высокую выручку за последние восемь лет. Инвестбанкиры снова готовы вкладывать деньги в акции музыкальных гигантов и рекомендовать их клиентам. В своем недавнем отчете Goldman Sachs прогнозирует, что во многом за счет стриминга доходы мировой музыкальной индустрии к 2030 г. вырастут в полтора раза – до $104 млрд. Но шампанское пока открывать рано. «Оптимизм обоснован, – говорит управляющий директор Warner Music Стивен Купер. – Но относиться к этому легкомысленно не стоит».

После десятилетий борьбы с пиратами, новыми технологиями и падением продаж стриминг выглядит как спаситель и рыцарь на белом коне, но музыкальные студии ждут неизбежного подвоха. Далеко не все гладко между музыкальными студиями и технологическими компаниями, которые управляют стриминговыми сервисами и обеспечивают доступ к песням миллиардам пользователей. Сейчас преимущество на стороне музыкальных студий, которые работают с артистами и записывают будущие хиты. Universal, Warner Music и Sony вместе контролируют 80% всей записанной музыки. И их положение гораздо лучше, чем у тех же телеканалов, которые уступили часть контроля над контентом таким сервисам, как Netflix. Эти сервисы теперь сами производят контент и имеют ограниченный каталог шоу и сериалов. Фанаты музыки, напротив, требуют от сервисов максимально широкого выбора композиций, в результате интернет-компании вынуждены идти на сделки с лейблами. Как говорит руководитель одной музыкальной студии, «телеканалы и кинокомпании теперь вынуждены уживаться с Netflix. Мы не сделали такой ошибки».

Без экспериментов

Некоторые музыканты настороженно относятся к стриминговым сервисам. Громче всех об этом заявила Тейлор Свифт, которая в 2014 г. убрала все свои песни из каталога Spotify и до сих пор не вернулась на этот сервис. Певица заявила, что не готова отдать работу всей своей жизни на эксперименты.

Spotify отчисляет студиям 70% своих доходов, Apple Music – еще больше. И каждый раз переговоры со студиями проходят «медленно и сложно», говорит руководитель одного из стриминговых сервисов: «Они могут лишить нас бизнеса так быстро, как им захочется». Главная проблема для студий – это YouTube, где музыкальное видео собирает больше пользователей, чем Spotify и Apple Music вместе взятые. Но отчисления YouTube растут гораздо медленнее, чем число просмотров.

Студии ходят по краю – им нужно вытянуть как можно больше отчислений из таких сервисов Spotify, но при этом не убить их. Шведская Spotify в этом году планирует выйти на биржу. При этом компания никогда не была прибыльной. Ее выручка в 2015 г. выросла на 80% до 1,95 млрд евро, но из-за резко выросших ставок отчислений компания получила убыток в 173 млн евро. Некоторые аналитики считают такую бизнес-модель нестабильной.

Чтобы повысить рентабельность, компания пытается договориться со студиями о снижении ставки отчислений. Взамен студии ожидают получить акции Spotify, авансовые платежи и сокращение каталога, который находится в открытом для пользователей доступе. Останется ли Spotify лидером рынка – большой вопрос. Стриминг только набирает силу, за несколько лет картина на этом рынке может полностью измениться, указывает управляющий директор Slacker Radio Дункан Оррелл-Джонс.

Перевела Ксения Болецкая

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать