Статья опубликована в № 4243 от 18.01.2017 под заголовком: Рыцарь для музыкальной индустрии

Новый золотой век музыкальной индустрии

Как стриминговые сервисы спасают музыкальный рынок
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Больше 100 млн человек в мире платят за подписку на музыкальные стриминговые сервисы, самые популярные из которых – Spotify и Apple Music. Еще пару лет назад представить себе такие цифры было невозможно. Благодаря популярности стриминга музыкальный рынок США растет второй год подряд – последний раз такое происходило 20 лет назад. Некоторые аналитики и управляющие студий говорят о новом золотом веке музыкальной индустрии.

Ежемесячный платеж в несколько долларов дает доступ пользователю к более чем 30 млн композиций – через приложение на смартфоне или компьютере. Музыкальные звезды получают огромную аудиторию – к примеру, пользователи Spotify в прошлом году 4,7 млрд раз прослушали песни только одного канадского рэпера Дрейка. Студия Universal Music, которая владеет правами на песни Дрейка, получает отчисления от каждого такого прослушивания. Это в результате помогает студии оставаться операционно прибыльной, несмотря на снижение продаж CD и цифровых копий музыки. Конкурирующая Warner Music, в каталоге которой есть, к примеру, Бруно Марс, в прошлом году показала самую высокую выручку за последние восемь лет. Инвестбанкиры снова готовы вкладывать деньги в акции музыкальных гигантов и рекомендовать их клиентам. В своем недавнем отчете Goldman Sachs прогнозирует, что во многом за счет стриминга доходы мировой музыкальной индустрии к 2030 г. вырастут в полтора раза – до $104 млрд. Но шампанское пока открывать рано. «Оптимизм обоснован, – говорит управляющий директор Warner Music Стивен Купер. – Но относиться к этому легкомысленно не стоит».

После десятилетий борьбы с пиратами, новыми технологиями и падением продаж стриминг выглядит как спаситель и рыцарь на белом коне, но музыкальные студии ждут неизбежного подвоха. Далеко не все гладко между музыкальными студиями и технологическими компаниями, которые управляют стриминговыми сервисами и обеспечивают доступ к песням миллиардам пользователей. Сейчас преимущество на стороне музыкальных студий, которые работают с артистами и записывают будущие хиты. Universal, Warner Music и Sony вместе контролируют 80% всей записанной музыки. И их положение гораздо лучше, чем у тех же телеканалов, которые уступили часть контроля над контентом таким сервисам, как Netflix. Эти сервисы теперь сами производят контент и имеют ограниченный каталог шоу и сериалов. Фанаты музыки, напротив, требуют от сервисов максимально широкого выбора композиций, в результате интернет-компании вынуждены идти на сделки с лейблами. Как говорит руководитель одной музыкальной студии, «телеканалы и кинокомпании теперь вынуждены уживаться с Netflix. Мы не сделали такой ошибки».

Без экспериментов

Некоторые музыканты настороженно относятся к стриминговым сервисам. Громче всех об этом заявила Тейлор Свифт, которая в 2014 г. убрала все свои песни из каталога Spotify и до сих пор не вернулась на этот сервис. Певица заявила, что не готова отдать работу всей своей жизни на эксперименты.

Spotify отчисляет студиям 70% своих доходов, Apple Music – еще больше. И каждый раз переговоры со студиями проходят «медленно и сложно», говорит руководитель одного из стриминговых сервисов: «Они могут лишить нас бизнеса так быстро, как им захочется». Главная проблема для студий – это YouTube, где музыкальное видео собирает больше пользователей, чем Spotify и Apple Music вместе взятые. Но отчисления YouTube растут гораздо медленнее, чем число просмотров.

Студии ходят по краю – им нужно вытянуть как можно больше отчислений из таких сервисов Spotify, но при этом не убить их. Шведская Spotify в этом году планирует выйти на биржу. При этом компания никогда не была прибыльной. Ее выручка в 2015 г. выросла на 80% до 1,95 млрд евро, но из-за резко выросших ставок отчислений компания получила убыток в 173 млн евро. Некоторые аналитики считают такую бизнес-модель нестабильной.

Чтобы повысить рентабельность, компания пытается договориться со студиями о снижении ставки отчислений. Взамен студии ожидают получить акции Spotify, авансовые платежи и сокращение каталога, который находится в открытом для пользователей доступе. Останется ли Spotify лидером рынка – большой вопрос. Стриминг только набирает силу, за несколько лет картина на этом рынке может полностью измениться, указывает управляющий директор Slacker Radio Дункан Оррелл-Джонс.

Перевела Ксения Болецкая

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more