Повышение цен на сотовую связь принесло первые плоды операторам

Выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной связи заметно выросла впервые за четыре года
Все операторы стремятся повышать стоимость услуг, но делают это не напрямую, а предлагая что-то абоненту дополнительно/ Е. Разумный/ Ведомости

Во II квартале 2017 г. выручка «Вымпелкома» от услуг мобильной связи выросла на 3,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 55,7 млрд руб., следует из отчетности его материнской компании Veon. Последний раз выручка «Вымпелкома» от мобильных услуг росла ровно четыре года назад – во II квартале 2013 г., и тоже на 3,6%. С тех пор этот показатель либо падал, либо показывал незначительный рост (не более 1%).

Общая выручка «Вымпелкома» также выросла – на 3% до 68,4 млрд руб., рентабельность по EBITDA сократилась на 1,7 п. п. до 39,4%. Абонентская база «Вымпелкома» за квартал увеличилась на 1,3 млн контрактов до 58,3 млн.

Причинами роста выручки Veon называет рост доходов от мобильной передачи данных и дополнительных (sms, mms, телеконференции и т. д.) услуг. Это произошло за счет упрощения тарифов, увеличения продаж и, кроме того, сказывается растущая доля пакетных предложений внутри клиентской базы, добавляет представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева.

Аналитики основной причиной роста выручки называют повышение «Вымпелкомом» цен на связь. В начале мая оператор поднял абонентскую плату и увеличил трафик интернета на пакетных тарифах – абонентская плата для московских абонентов тогда выросла на 10–40%. Предыдущее обновление линейки тарифов «Вымпелком» провел 10 февраля, отказавшись от безлимитных тарифов, напоминает аналитик «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин. Это также привело к росту выручки, считает он.

К началу лета примеру «Вымпелкома» последовали и два его основных конкурента – МТС и «Мегафон». Они повысили цены на пакетные тарифы и отказались от безлимитных тарифных планов. Лишь цены Tele2 остаются агрессивными: ее новые пакетные тарифы продаются с дисконтом в 50% к большой тройке, говорилось в отчете аналитиков «ВТБ капитала».

Все операторы стремятся повышать стоимость услуг, но делают это не напрямую, а предлагая что-то абоненту дополнительно – в первую очередь речь идет о трафике, говорит гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Дополнительным фактором роста мобильной выручки «Вымпелкома» он называет переток в нее части доходов от фиксированного интернета. Выручка «Вымпелкома» от конвергентного продукта (тарифов, объединяющих мобильные услуги и проводной интернет) с I квартала 2016 г. действительно распределяется между мобильной и фиксированной, но пропорции оператор не раскрывает.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков оценивает рост стоимости тарифов операторов примерно в 10%. При этом к возмущению абонентов и спаду лояльности, скорее всего, эти действия не приведут – операторы действительно предоставляют за эти деньги больше услуг. Повышение цен позволяет ждать роста выручки и от МТС с «Мегафоном», пишут в отчете аналитики JPMorgan. Операторы опубликуют отчетность за II квартал 22 и 30 августа соответственно.