Как ФСБ может заблокировать Telegram
Павел Дуров предусмотрел защиту от блокировокФедеральная служба безопасности (ФСБ) в середине июля запросила у Telegram ключи шифрования, написал основатель мессенджера Павел Дуров на своей странице во «В контакте». Он не стал выдавать ключи, и 14 сентября в отношении Telegram ФСБ составила протокол об административном правонарушении, написал он. Могут ли административные нарушения повлечь за собой блокировку сервиса, пока не известно, сказал Дуров «Ведомостям».
Предоставлять ключи шифрования службам безопасности мессенджер должен согласно вступившим в силу в прошлом году поправкам в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Они были приняты в пакете Яровой.
Предоставлять ключи шифрования трафика по запросам спецслужб должны компании, которые входят в Реестр операторов распространения информации. Включение в него не зависит от юрисдикции оператора. Реестр ведет Роскомнадзор.
С июля 2018 г., когда пакет Яровой полностью вступит в силу, мессенджеры обязаны будут предоставлять по запросу ФСБ данные о пользователях, их переписку и сообщения голосовых вызовов.
Из-за отказа ФСБ чиновники могут заблокировать мессенджер. После вынесения штрафа за административное правонарушение в 1 млн руб. в отношении Telegram ФСБ может написать заявление в Роскомнадзор. Тот, в свою очередь, через 15 дней сможет начать блокировку сервиса, опять же при условии, если не получит ключи от Дурова.
Telegram уже в реестре
Мессенджер Telegram был зарегистрирован в Реестре операторов распространения информации в начале июля. После продолжительной полемики Дурова с руководителем Роскомнадзора в социальных сетях Дуров согласился предоставить данные в реестр: Роскомнадзор угрожал, что в противном случае заблокирует мессенджер. Но внесение мессенджера в реестр не означает, что он будет выполнять требования «антиконституционного и технически нереализуемого пакета Яровой», уточнил тогда Дуров.
Впрочем, сам Telegram подготовился к возможной блокировке еще на этапе его внесения в реестр. В июле Дуров посоветовал пользователям обновить приложение до версии Telegram 4.1 под названием «Свобода слова». Она «делает Telegram еще более устойчивым к потенциальным блокировкам в будущем – как на территории России, так и в других странах», заявил Дуров, и позиционируется как «инструмент антицензуры». В нем была прошита функция прямого подключения к прокси-сервису – специальному серверу-посреднику, пропускающему через себя трафик и позволяющему скрыть информацию о пользователе, в частности о его местонахождении. Именно поэтому прокси-сервисы популярны в странах, ограничивающих доступ к интернет-ресурсам.
У самого Роскомнадзора уже есть опыт блокировок: в мае служба внесла в реестр запрещенных в России сайтов четыре мессенджера: BlackBerry Messenger (BBM), Line, Imo.im и аудиовизуальный чат Vchat, сообщила «Роскомсвобода». В реестр вошли порталы этих мессенджеров и ряд их IP-адресов. Блокировка мобильного приложения вместе с сайтом – задача несложная, говорил человек, близкий к одному из операторов. Приложения обращаются к конкретным ресурсам, блокировка которых ограничивает доступ и к самим приложениям. У Роскомнадзора есть также опыт исключения заблокированного ресурса из магазинов Google и Apple. В январе AppStore и Google Play удалили из своих российских магазинов приложение заблокированной социальной сети LinkedIn.
Telegram, наверное, сможет какое-то время уходить от блокировки – с помощью встроенного софта или через смену адресов, но бесконечно это продолжаться не может, рассуждает сотрудник крупной телекоммуникационной компании. Все-таки система ограничения доступа к тем или иным ресурсам уже довольно эффективно работает в России. Рано или поздно среди пользователей Telegram останутся только те, кто постоянно выходит в сеть через VPN или анонимайзеры, а таких немного, рассуждает он.
Возможность прямого подключения к сервису через прокси-сервер уже давно есть в версии Telegram для настольных компьютеров, говорил «Ведомостям» основатель cервиса для аналитики групповых чатов в Telegram Combot Федор Скуратов. Но установить приложение новые пользователи, скорее всего, уже не смогут, говорил он. В случае блокировки из магазинов приложений мессенджер, вероятнее всего, исчезнет. Из тех, кто подключен к Telegram, функцией прямого подключения к прокси-серверу воспользуются только продвинутые, полагает Скуратов. По его оценкам, это 10–15% от общего числа пользователей. Еще около 20–30% будут, по его словам, использовать сторонние сервисы для обхода блокировок – прокси-серверы, анонимные сети типа Tor и др.
Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев, представитель ФСБ не ответил на запрос «Ведомостей».