Фонд кино переходит границы

Государство профинансирует часть затрат продюсеров на иностранный прокат
Кадр из российского фильма «Защитники»/ Enjoy Movies

Чиновники решили, что русские фильмы должны влиять на умы жителей не только России, но и других стран: государственный Фонд кино теперь будет следить, чтобы у отечественного кино росла зарубежная аудитория. До сих пор эффективность работы фонда оценивалась по доле зрителей, которую получало отечественное кино в российских кинотеатрах, где традиционно доминирует Голливуд.

С 2018 г. в оценке работы фонда будет учитываться и число иностранных зрителей, сообщил исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев: этот показатель должен расти. Пока у чиновников нет точных данных, сколько зрителей сейчас собирают российские фильмы за рубежом, констатировал директор: статистику по всему миру фонд получит в течение нескольких месяцев.

В 2017 г. каждый четвертый зритель в российских кинотеатрах выбрал отечественное кино, последний раз такое было 10 лет назад, предыдущие несколько лет российские фильмы не могли преодолеть порог в 20% киноаудитории. Всего в 2017 г. жители России потратили на билеты в кино 53,6 млрд руб., на 11% больше, чем в 2016 г. Сборы российского кино выросли в 1,5 раза и достигли 13 млрд руб., иностранного – остались практически прежними: 40,5 млрд руб. Подавляющую часть российского кино, выходящего в прокат, финансирует Фонд кино – в 2017 г. он распределил между продюсерами 4,6 млрд руб., частично безвозвратно.

Иностранная аудитория отечественного кино важна чиновникам, поскольку, во-первых, это глобальное продвижение российской культуры и ценностей, объяснил Малышев, а во-вторых, так у российской киноиндустрии будет более сбалансированная экономическая модель. Как показывает мировая практика, лишь небольшое число картин окупается только за счет внутреннего проката, указывает он. Сейчас, по оценке фонда, затраты на производство окупает лишь около 7% отечественных картин. Схожие показатели у Франции или у Германии, говорит Малышев и подтверждает продюсер Александр Роднянский. Чтобы окупалось больше отечественных картин, им необходимо собирать кассу за пределами России, резюмирует чиновник. Сколько могут зарабатывать российские фильмы на внешних рынках, зависит от жанра картины и многих других параметров, рассуждает Роднянский: «Качественному авторскому кино международный показ может приносить до 90% кассы, я рассчитываю, что так произойдет с нашей картиной «Нелюбовь». В оптимальном варианте российское кино должно в среднем собирать за рубежом 30–40% кассы, считает продюсер.

Российская киноиндустрия неконкурентоспособна, если не ориентируется в том числе на зарубежный прокат, это очевидно, говорит генпродюсер Wizard Animation Юрий Москвин: «В России есть кино, которое интересно и иностранным зрителям. Например, наш мультфильм «Снежная королева – 2» посмотрело 1,5 млн зрителей в Китае и около 1 млн зрителей в Южной Корее. Если Фонд кино будет системно поддерживать продюсеров за рубежом – это будет правильный неместечковый подход, я двумя руками за такую инициативу».

Чтобы стимулировать продюсеров лучше продвигаться за рубежом, фонд разрешит им тратить часть полученного госфинансирования не только на поддержку проката в России, но и на продвижение в других странах. Малышев уточнил, что фонд, скорее всего, будет выделять деньги на дубляж и титрование фильмов, создание промоматериалов для зарубежных рынков и, возможно, на рекламу в профильной прессе. Такое финансирование поможет продюсерам, говорит Москвин, но важнее, что фонд теперь прямо заинтересован в иностранном прокате и становится участником процесса: «Так чиновники копят экспертизу, связи, которые, надеюсь, сможет использовать вся индустрия».

По данным журнала «Бюллетень кинопрокатчика», в 2017 г. в прокат за пределами России и СНГ вышло 40 отечественных картин, всего они собрали $15,7 млн. Журнал учитывает данные по 10 странам (Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Испания, Италия, Мексика, Франция, Южная Корея и Япония), но не два крупнейших кинорынка мира – США и Китай. В 10 указанных странах чаще всего русские фильмы показывали немецкие кинотеатры (22 релиза), больше всего они заработали в Мексике ($4,1 млн).

Минкомсвязи считает одним из самых перспективных рынков для российского кино как раз китайский, указывает замминистра связи Алексей Волин, в 2017 г. в КНР прокатывалось пять крупных российских картин, они собрали, по данным Box Office Mojo, $12 млн.