Российский бизнес заменяет людей роботами

Это сулит не только экономию, но и защиту от человеческого фактора
Роботы позволят Альфа-банку избежать увеличения штата / Максим Стулов/ Ведомости

В 2018 г. Альфа-банк хочет заменить людей роботами в нескольких рутинных бизнес-процессах и экономить до 85 млн руб. ежегодно, рассказал «Ведомостям» представитель банка. По его словам, сейчас банк роботизировал семь операционных процессов, сумев сэкономить около 20 млн руб., а к концу года намерен нарастить число процессов до 30. До роботизации банк планировал нарастить операционный штат на 3,3%, но теперь надеется избежать увеличения.

Операторов множества внутренних бизнес-процессов банка можно заменить программными роботами без изменений и доработок существующих IT-систем, что обходится многократно дешевле. Робот выполняет те же действия, что и живой оператор, но круглосуточно и без ошибок, объясняет представитель банка. Такие технологии называются Robotic Process Automation (RPA), они позволяют заменить оператора программными средствами без вмешательства в работу существующих IT-систем. Робот «живет» на серверах, но если бы у него был монитор (а это дополнительная статья экономии), то на нем можно было бы видеть те же операции, что делает человек, рассказывает партнер EY Алексей Аммосов (именно эта консалтинговая компания внедряет в Альфа-банке технологию роботизации, уточнил представитель банка).

Банк доверил роботам обработку платежей юрлиц и физлиц (переводящих деньги внутри банка и за его пределы) и обработку неопознанных платежей (у которых не указано назначение), разбор внутренней входящей почты, изменение данных клиента по его заявлению, правки кредитных договоров физлиц по их заявлениям, а также проводки финансирования контрактов и ответы на типовые запросы.

По словам представителя Альфа-банка, банк использует платформу Blueprism, трехлетняя лицензия на которую стоит существенно меньше 1 млн руб. Как обычному сотруднику, роботу заводятся учетные записи, создается виртуальное рабочее место, на которое устанавливается агент Blueprism и нужный для работы софт. Дальше систему должен обучить человек, знакомый и с бизнес-процессом банка, и с технологией обучения роботов.

Банкиры и не только

У EY около 10 подобных внедрений в России – Аммосов отмечает спрос со стороны телекоммуникационных операторов, нефтегазовых компаний, ритейла, металлургических предприятий.

$1,8 млрд

достигает оценка компании Automation Anywhere, одним из инвесторов которой в июле 2018 г. стал банк Goldman Sachs. Компания привлекла $250 млн от четырех инвесторов

В банковском секторе технологией интересуется не только Альфа-банк. Сбербанк автоматизирует даже критичные операции, например открытие счетов и предоставление кредитов, рассказывает представитель банка. Внедрение роботов приносит значительную экономию, соглашается он, не раскрывая сумм и количества роботов. «Тинькофф банк» в 2017 г. внедрил трех программных роботов: два отправляют ипотечные заявки банкам-партнерам, еще один регистрирует корреспонденцию в приложении «Почты России», говорит представитель банка. Планировалось, что роботы ускорят бизнес-процессы в 4–5 раз, но не все смогли показать такой результат. ВТБ тестирует роботизацию отдельных бизнес-процессов и к осени 2018 г. определится с выбором платформы. В некоторых процессах бэк-офиса технологию тестирует и «Почта банк» и по итогам пилотных проектов решит, где внедрение роботов будет экономически эффективным, передал «Ведомостям» руководитель IT-службы банка Сергей Чиков.

$1,1 млрд

составила оценка румынской компании UiPath, разрабатывающей RPA-платформы. Год назад она стоила $120 млн. В марте 2018 г. компания привлекла $153 млн от именитых американских фондов Accel, Kleiner Perkins Caufield & Byers, а также инвестиционного подразделения Google – CapitalG

Не отстают и сотовые операторы. Весной этого года МТС запустила несколько роботов для автоматизации бухгалтерских функций, рассказывает представитель оператора Алексей Меркутов. МТС надеется роботизировать до 150 внутренних процессов и внешних функций продаж, обслуживания и поддержки клиентов. «Вымпелком» использует RPA для работы с документацией. Роботы позволили не только исключить ошибки, связанные с человеческим фактором, но и снизить трудозатраты на рутинные операции на 60%, которые при этом ускорились на 30%, рассказывает представитель оператора.

Робот живет по правилам

Есть несколько критериев, по которым можно выбрать бизнес-процессы, где уместен робот, объясняет Аммосов. Процесс должен быть хорошо алгоритмизируемым и часто повторяемым, причем содержать немного исключений (отклонений от стандартного хода процесса). Также он должен приносить заметный экономический эффект, напоминает Аммосов. По его словам, сейчас один робот заменяет от трех до шести сотрудников.

RPA – это небольшой, но быстро растущий сегмент рынка автоматизации, подтверждает директор по работе с портфельными компаниями Фонда развития интернет-инициатив Сергей Негодяев. Если представить, что каждое действие робота экономит несколько секунд, то умножение на тысячи ежедневных операций дает заметную экономию человеческих ресурсов, рассказывает он.

Автоматизация отдельных функций человека без изменения бизнес-процессов не улучшает качество бизнеса, возражает исполнительный директор «SAP СНГ» Дмитрий Красюков. На старте можно получить выгоду, но долговременный эффект оценить сложно, разводит он руками. Вместо этого Красюков предлагает заменять традиционные процессы на интеллектуальные, которые будут выполняться системами с элементами машинного обучения.

Пока роботам нужны четкие инструкции, но уже существует следующее поколение систем, способных работать вместе с технологиями искусственного интеллекта, говорит Аммосов.

Это дает им большую самостоятельность.

Исправленная версия. В первом абзаце уточнен экономический эффект.