Смартфоны BQ-Mobile вошли в пятерку самых продаваемых в России

Их штучные продажи превысили показатель китайской ZTE
ZTE потеряла пятое место/ Андрей Гордеев / Ведомости

В июне и июле этого года BQ (бренд принадлежит российской компании «Новая линия») занял 2,8% российского рынка смартфонов в штуках, это пятое место по продажам в категории – таковы данные из материалов партнера нескольких производителей электроники: сотрудники двух ритейлеров подтвердили их верность. В первую пятерку по продажам смартфоны BQ вошли впервые, говорят собеседники «Ведомостей».

Пятое место BQ в июне – июле подтверждает и директор по стратегическому планированию и анализу объединенной компании «Связной-Евросеть» Сергей Белозеров. Эту позицию бренд сохранил и в августе, передал он «Ведомостям».

В мае пятое место занимала китайская ZTE: 2,9% рынка против 2,7% у BQ. В июне и июле доля китайского вендора была ниже 2,8%, следует из материалов, с которыми ознакомились «Ведомости» (точный ее размер не приведен).

Всего в России в июне было продано чуть более 2,2 млн смартфонов, в июле – чуть более 3 млн.

Гендиректор «Новой линии» Владимир Пузанов связывает заметную долю BQ на рынке смартфонов с широкой продуктовой линейкой, высоким качеством устройств, а также с инвестициями в маркетинг. BQ, в частности, – спонсор футбольного клуба «Спартак» (Москва), передал он «Ведомостям». По его словам, бренд BQ существует с 2013 г., смартфоны компании находятся в ценовом сегменте 3000–15 000 руб. Бренд присутствует в рознице Tele2, «Вымпелкома» и «Мегафона», в «М.видео-Эльдорадо», «Связном» и др., рассказывает Пузанов.

Финансовых показателей «Новой линии» Пузанов не приводит. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2016 г. выручка «Новой линии» составила 4,2 млрд руб. (+26% к 2015 г.). Более свежих данных нет.

BQ – не единственный заметный локальный бренд на российском рынке: очень близок к нему по доле в продажах смартфонов Vertex, рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его словам, оба бренда ориентируются на ценовой сегмент до 10 000 руб. и отличаются приемлемым соотношением цены и качества. Но стратегия продвижения у них разная: если Vertex сотрудничает в основном с крупными федеральными розничными сетями, то BQ-Mobile работает с небольшими региональными ритейлерами, рассказывает Муртазин.

BQ занял заметную долю рынка за счет доступных цен: 55% его смартфонов продается в ценовой категории до 5000 руб., объясняет представитель МТС Алексей Меркутов. По его данным, доля ZTE снижается, так как в ценовом сегменте 5000–10 000 руб., в котором продается большая часть ее смартфонов, усилилась конкуренция со стороны Huawei-Honor и Xiaomi.

Продажи BQ в течение года держатся примерно на одном уровне, утверждает Белозеров. Изменение в первой пятерке вендоров в большей степени вызвано сокращением продаж в штуках таких брендов, как ZTE, Fly, Nokia, считает он.

На пятое место помимо Vertex претендуют еще Meizu, Alcatel и Nokia, отмечает представитель «М.видео-Эльдорадо» Регина Роднянская. Увереннее на рынке себя чувствуют производители смартфонов с широким модельным рядом, оптимальным соотношением цены и функциональности, рассуждает она. BQ сейчас представлен более чем 20 моделями единовременно. Это обеспечило бренду в течение всего 2018 года стабильные продажи и позволило не терять долю, считает Роднянская. По ее словам, сейчас ценовой сегмент смартфонов до 10 000 руб. сокращается и дальнейшее развитие работающих в нем вендоров может быть связано с выходом в более высокие сегменты.

На растущем рынке есть место всем, в том числе локальным брендам, отмечает гендиректор Acer в России Дмитрий Кравченко. Но рост рынка смартфонов в России сейчас замедляется, говорит он. В такой ситуации производитель должен либо предложить устройства с уникальными и востребованными функциями и характеристиками, либо использовать в конкурентной борьбе экономию масштаба в производстве, а без выхода на глобальные рынки она недостижима, рассуждает Кравченко. Иначе перспективы бизнеса недалеки, заключает он.

Представители ZTE не ответили на вопросы «Ведомостей».-