«Яндекс» хочет внедрить «Алису» в госуслуги

Это предложила Кириенко гендиректор компании Елена Бунина
Голосовой помощник может общаться с пользователями и выполнять по их запросам несложные поручения/ Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс» предложил использовать своего голосового помощника «Алису» для оказания госуслуг. Эта предложила гендиректор «Яндекса» Елена Бунина на встрече представителей IT-отрасли с первым замруководителя администрации президента Сергеем Кириенко, рассказали «Ведомостям» три участника встречи. По словам двух из них, решения на встрече не принимались.

Участники встречи обсуждали «Алису», подтвердил представитель «Яндекса», но уточнить детали отказался, отметив, что «Яндекс» открыт к подключению новых сервисов, в том числе госуслуг.

Администрации президента наверняка известно, кто такая «Алиса». В сентябре прошлого года президент России Владимир Путин пообщался с ней во время визита в компанию. «Тебя тут не обижают?» – спросил он (здесь и далее цитаты по ТАСС). «Окей, учту», – ответила Алиса. «Как ты себя тут чувствуешь?» – спросил Путин. Алиса ответила, что рассматривает фотографии котиков в «Яндексе».

А вот президент Сбербанка Герман Греф, познакомившись с «Алисой», счел ее недостаточно интеллектуальной: «Она пока очень глупая. Я пытался с ней разговаривать, но у меня не очень получилось. Пока это только ранняя стадия» (цитата по ТАСС).

«Алиса» умеет распознавать речь, определять значение запроса и синтезировать голос, понимать и обрабатывать неполные фразы, умеет импровизировать, учитывая контекст сказанного. Голосовой помощник может общаться с пользователями и выполнять по их запросам несложные поручения. Например, найти в интернете нужный адрес, телефон, веб-страницу и т. п. «Алису» интегрировали с сервисами «Яндекса», например обучили произносить тосты, играть с пользователями в слова и города, рассказывал ранее представитель компании. В мае компания представила собственную умную колонку «Яндекс.Станция» на базе «Алисы».

Если предполагается, что голосовой помощник будет транслировать статическую, общую информацию (вроде раздела FAQ на сайте), то это можно быстро и просто реализовать, уверен технический директор Центра речевых технологий Александр Филипчук. А вот ассистент, который будет решать задачи пользователя (заполнять анкеты, оплачивать пошлины, отправлять заявления), потребует инвестиций. Технологии для этого уже существуют, но нужно создавать и актуализировать отдельные сценарии оказания услуг, интегрировать их с информационными системами, следить за изменениями в самих услугах, заключает Филипчук.

Готовность к сотрудничеству с разными партнерами выразил и «Ростелеком», чей представитель также был на встрече. «Ростелеком» не против внедрить инновационные решения, которые могли бы усовершенствовать инфраструктуру электронного правительства, передал через представителя директор по электронному правительству «Ростелекома» Михаил Бондаренко.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил «Ведомостям», что не обладает информацией о предложении «Яндекса». Представитель Минкомсвязи не ответил на запрос «Ведомостей».

«Алиса» и беспилотный автомобиль: что Путин увидел в «Яндексе»