«Билайн» включит в тарифы бензин, кофе и бонусные мили

Сотовые операторы пробуют зарабатывать на сервисах, не имеющих отношения к связи
Ярослав Чингаев / для Ведомостей

«Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») и израильская Amdocs договорились о глубокой модернизации IT-инфраструктуры оператора, следует из сообщений вендора и сотовой компании.

Одна из возможностей, которую даст модернизация, – быстрый вывод на рынок тарифов, включающих не только минуты, мегайбайты и смс, но и продукты и услуги партнеров, отмечает представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. Причем даже партнеров, не имеющих отношения к связи и digital. Например, можно будет вывести на рынок пакет, где к услугам связи прилагается 50 чашек кофе или 40 л бензина, объясняет она.

Каким будет пользовательский интерфейс на таких тарифах, сколько они будут стоить и как будут строиться расчеты с партнерами, Айбашева обещает рассказать позднее: внедрение новой платформы только начинается.

Опыт включения в пакетные тарифы нетелекоммуникационных услуг у «Вымпелкома» есть, напоминает она. Например, в мае прошлого года «Вымпелком» запустил акцию «Гиги за шаги»: пользователи смартфонов получают от оператора бонусный интернет-трафик, зависящий от пройденного расстояния. Также в прошлом году «Вымпелком» предоставлял абонентам возможность оформить бесплатную подписку на YouTube Music Premium, говорит Айбашева.

Amdocs и «Вымпелком» не раскрывают бюджет внедрения.

Гендиректор Telecom Daily Денис Кусков оценивает весь контракт примерно в $300 млн.

Средний ежемесячный доход с абонента мобильной связи (ARPU) в России в 2018 г. вырос на 5,3% и достиг 314 руб., говорится в опубликованном ранее отчете «ТМТ консалтинга». В III квартале 2018 г. выше всего этот показатель был именно у «Вымпелкома» (350 руб.). Далее следуют МТС и «Мегафон» (345 и 317 руб.).

По мнению Кускова, включение нетелекоммуникационных продуктов и услуг в тарифы – логичный шаг. Доходы от услуг связи почти не растут и операторы пытаются продавать абонентам все больше продуктов и сервисов, не связанных с ней, объясняет он. Они включают в тарифы доступ к сторонним музыкальным и видеосервисам, продают в офисах страховки, договариваются о размещении в них кофеен, экспериментируют в сфере телемедицины и т. д., перечисляет Кусков.

МТС примерно два года назад модернизировала биллинговые системы для реализации партнерских программ и обеспечила возможность дополнения тарифов нетелекоммуникационными услугами, рассказывает представитель оператора Алексей Меркутов. Например, в МТС действует популярная программа лояльности МТС Cashback, позволяющая делать покупки более чем в 780 популярных магазинах, получая за это кэшбэк. Его можно расходовать на оплату мобильной связи, развлекательных сервисов и приложений, а также на покупку смартфонов в салонах МТС, отмечает Меркутов.

Tele2 предлагает абонентам сервисы партнеров, но биллинговая система при этом не задействована, отмечает представитель компании Ольга Галушина. Например, Tele2 предлагает скидки по программе лояльности «Больше». Ее подписчики пользуются привилегиями при покупке билетов в кино, получают доступ к закрытым распродажам крупнейших онлайн-ритейлеров, кэшбэк, перечисляет Галушина.

Пользователи тарифной линейки «Мегафона» «Включайся!» помимо интернет-трафика, смс и минут получают доступ к видео и музыкальному контенту сторонних поставщиков, бесплатным книгам из онлайн-библиотеки, а также могут пользоваться антивирусом, рассказывает представитель компании. По его словам, «Мегафон» также предлагает абонентам виртуальную банковскую карту, привязанную к счету, – с нее можно оплачивать билеты в кино, бензин, госуслуги.