Apple Books изучает российский рынок

Компания провела встречи с российскими издательствами
В России за деньги приобрести в приложении книги на русском языке нельзя – у Apple нет договоров с российскими издателями/ Eric Risberg / AP

Несколько представителей Apple Books посетили с визитом Россию и встретились с крупными российскими издательствами, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры трех крупных российских издательств. Представители американской компании подробно расспрашивали, как устроен российский рынок электронных книг, интересовались его перспективами, узнавали о пиратстве, рассказали собеседники «Ведомостей».

Но планирует ли Apple Books выходить на российский рынок электронных книг, собеседники «Ведомостей» не сказали.

Сами издатели не исключают, что американская корпорация присматривается к российскому рынку, чтобы понять, есть ли здесь перспективы для развития сервиса Apple Books.

В 2013–2014 гг. Apple уже рассматривала возможность выйти на российский рынок, но затем передумала, сказал один из собеседников «Ведомостей».

Представитель Apple от комментариев отказался.

У Apple есть собственное приложение iBooks для чтения книг, оно появилось в 2010 г. Изначально это приложение разрабатывалось для iPad, но затем было установлено на всех устройствах Apple. Приложение бесплатное, оно содержит в себе встроенный магазин iBookStore, в котором пользователи могут и скачать некоторые книги бесплатно, и купить что-нибудь. Apple никогда не сообщала, как зарабатывает на продаже электронных книг.

В России за деньги приобрести в приложении книги на русском языке нельзя – у Apple нет договоров с российскими издателями. Сейчас в iBooks можно читать книги на русском языке, скачав их в формате ePub или pdf. После перехода по ссылке текст автоматически открывается в приложении, и с ним можно работать так же, как и с иностранным, купленным в Book Store: выделять, делать заметки и отмечать нужные страницы закладками.

Почему Apple Books прежде не выходила на российский рынок, ее представители на встрече с издателями не обсуждали, говорят собеседники «Ведомостей». Российский рынок электронных книг слишком мал по сравнению с другими странами, предполагает один из собеседников, Apple, скорее всего, сначала развивала сервис на более крупных рынках.

В 2018 г. продажи электронных книг в России выросли на 43% и достигли 5,3 млрд руб., посчитали в компании «Литрес». Сейчас продажи электронных изданий в России не превышают 8% всего книжного рынка, а это 79 млрд руб., по данным «Эксмо-АСТ». Для сравнения: в США, по оценке PwC, продажи электронных книг составляют 41% от всех продаж книг в стране ($5,3 млрд).

Традиционным российским лидером в продаже электронных книг уже на протяжении многих лет остается «Литрес» (принадлежит «Эксмо-АСТ» и «Озону»). Доля «Литреса» и MyBook (входит в «Литрес») на рынке лицензионных электронных книг составила 66%, по данным аналитического агентства Kantar TNS. В прошлом году доходы «Литреса» выросли на 48%», рассказал «Ведомостям» генеральный директор «Литреса» Сергей Анурьев.

Из иностранных сервисов на рынке электронных книг в России работает Google Play с 2012 г. «Сервис занимает 10–12% российского рынка электронных книг, активно развивается и не мешает росту местных игроков, в том числе на платформе Android, – говорит Анурьев. – У Apple в США доля рынка электронных книг составляет примерно 9–10%. Появление компании на российском рынке, несомненно, поможет его развитию, но вряд ли приведет к существенному перераспределению долей между существующими игроками. Точно так же, как не повлиял на рынок выход Google Play».

Книги на русском языке можно покупать и на сервисе Amazon, но прямых контрактов и у этой платформы с российскими издательствами не налажено, все они работают через посредников, рассказали «Ведомостям» российские издатели.

Появление в России еще одного крупного легального сервиса для продажи электронных книг поможет развитию легального рынка, объяснил «Ведомостям» совладелец издательства «Альпина» и гендиректор «Альпина диджитал» Александр Лиманский. Сейчас российские издательства кроме сотрудничества с крупными сервисами развивают и собственные сервисы продажи электронных книг. В частности, продолжает Лиманский, продажи электронных книг у «Альпины» в прошлом году выросли на 70%.

Российский рынок для Apple, как и для других сервисов продажи электронных книг, Лиманский называет перспективным: российские пользователи все еще учатся платить за контент в сети, а следовательно, доля электронных книг будет расти.