Власти пообещали защитить «Яндекс» от административного давления

Вице-премьер Акимов признал важность «Яндекса» для «глобальной экономики»
Евгений Разумный / Ведомости

«Яндекс» не пострадает от чрезмерного административного давления, пообещал вице-премьер Максим Акимов. «Яндекс» очень важен для национальной и даже глобальной экономики. Я думаю, мы сделаем все от нас зависящее, чтобы бизнес-компании, которые обеспечивают России по ряду очень чувствительных позиций глобальное лидерство, никак не пострадали», – так прокомментировал Акимов ситуацию с публикациями о требовании Федеральной службы безопасности (ФСБ) к компании передать ключи шифрования, передает «Интерфакс».

Несколько месяцев назад ФСБ потребовала от «Яндекса» предоставить ключи для дешифровки переписки пользователей, которые пользуются сервисами «Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск», сообщило 4 июня со ссылкой РБК на два анонимных источника в IT-отрасли. Как сообщил изданию другой источник, близкий к «Яндексу», спецслужба потребовала предоставить сессионные ключи, которые могут дать ей доступ не только к сообщениям пользователей и получить их логины и пароли, но и проанализировать весь трафик от пользователей к сервисам «Яндекса».

«Яндекс.Почта» и «Яндекс.Диск» включены в реестр организаторов распространения информации. «Закон Яровой» обязывает операторов связи и интернет-компании, признанные организаторами распространения информации, в течение года хранить данные о пользователях, в том числе их переписку, и передавать такую информацию и ключи шифрования сообщений по запросу ФСБ.

«Яндекс» 5 июня сделал заявление, в котором подчеркнул, что выполнение «закона Яровой» возможно и без нарушения приватности данных пользователей. Из закона не следует, что нужно передавать ключи, необходимые для расшифровки всего трафика, подчеркнула компания. «Яндекс» уточнил, что «закон Яровой» применяется ко всем организаторам распространения информации в России, включая почтовые сервисы, мессенджеры и социальные сети.

ФСБ эту ситуацию не комментировала.

Несколько сервисов и компаний уже отказались делиться данными пользователей. Например, Telegram Павла Дурова был зарегистрирован в реестре, но отказался предоставлять ФСБ ключи для расшифровки сообщений. Роскомнадзор почти год назад обязал провайдеров заблокировать Telegram, но сервис продолжает работать.Также в России заблокированы мессенджеры Line, BlackBerry Messenger, Imo.im, сервис видеочатов Vchat.