«Магнит» ведет переговоры с Tele2 о запуске виртуального оператора

Новая услуга поможет ритейлеру развивать программу лояльности, считают эксперты
Максим Стулов / Ведомости

О переговорах четвертого по количеству абонентов российского сотового оператора Tele2 и второй по выручке в России продуктовой розничной сети «Магнит» «Ведомостям» рассказали два человека, близких к компаниям – партнерам Tele2. Чем этот виртуальный сотовый оператор будет отличаться от других MVNO, они сказать затруднились. До обсуждения конкретных деталей проекта пока не дошло, утверждают они.

Переговоры находятся на ранней стадии, подтвердила пресс-служба «Магнита». Детали проекта и сроки запуска представители ритейлера не называют. Сейчас речь идет лишь о пилотном проекте, предупредил представитель розничной сети, компания нацелена на формирование своей экосистемы через дополнительные сервисы для покупателей.

Представитель Tele2 отказался от комментариев.

«Магнит» управляет продуктовыми магазинами шаговой доступности, супермаркетами, сетью бытовой химии и косметики «Магнит косметик», а также аптеками. По состоянию на 30 марта нынешнего года сеть насчитывала 20 860 магазинов: 14 594 магазина у дома, 472 супермаркета «Магнит семейный» и 5794 магазина косметики и бытовой химии. С 2018 г. основной акционер «Магнита» – банковская группа ВТБ. Одновременно ВТБ – акционер «Ростелекома», которому принадлежит 100% Tele2.

В марте этого года Tele2 сообщила, что на ее сети работает свыше 20 виртуальных операторов. Общее число их абонентов в течение 2019 г. увеличилось более чем вдвое до 3,75 млн. Более половины подписчиков – абоненты MVNO, созданных банками (Сбербанком, банком «Тинькофф» и ВТБ), утверждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов, именно банковские виртуальные операторы обеспечили впечатляющий рост абонентской базы.

Крупные российские ритейлеры, в частности «Ашан» и X5 Retail Group, ранее создавали виртуальных операторов. Но большой популярностью их услуги не пользовались, напоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Правда, это не означает, что проект «Магнита» не сможет быть удачным, подчеркивает он.

Ритейлеры привлекли сравнительно небольшую аудиторию: «Ашан» – около 200 000 абонентов, X5 Retail Group – около 100 000, говорит Анкилов.

Цель таких продуктов – не монетизация, а создание нового элемента программы лояльности и в случае с MVNO «Магнита» будет та же история, считает Анкилов. На его взгляд, оператор при ритейлере может рассчитывать на несколько сотен тысяч абонентов. Аудитория оператора – посетители «Магнита», те, кто постоянно совершает там покупки, рассуждает он. Ритейлер может предложить им скидки или оплату сотовой связи бонусами, заработанными при покупке товаров, предполагает Анкилов.

Оператор «Магнита» смог бы привлечь несколько сотен тысяч абонентов, соглашается Кусков.

Появление в «Магните» такого проекта может быть связано с приходом в компанию одного из основателей Lamoda – Флориана Янсена и мощным фокусом на цифровую трансформацию, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он согласен, что планы «Магнита» создать MVNO связаны с развитием программы лояльности. По его словам, появление такой опции может стимулировать пользователей активнее использовать в магазинах сети бонусные карты, чтобы экономить на сотовой связи, а ритейлеру – зарабатывать на этом и оптимизировать расходы. У партнеров «Магнита», кроме того, появится больше опций для продвижения своих товаров, считает Бурмистров и называет такой вариант: покупателю можно будет предложить определенный пакет услуг связи за покупку товара конкретного поставщика.

По мнению Кускова, от проекта с «Магнитом» в плюсе окажется и Tele2. Как показывает опыт, MVNO привлекают абонентов и, по сути, увеличивают абонентскую базу оператора, на сетях которого виртуальный оператор работает, – в данном случае за счет подписчиков МТС, «Мегафона» и «Билайна», говорит эксперт. Проект «Магнита» запускается в более интересное и выгодное для российских MVNO время, заключает он.