Первый в России полигон для беспилотников откроется под Тверью

В его обустройство будет вложено 500 млн рублей
Летная платформа будет размещена в районе аэродрома «Орловка» /Aleksander Markin / Wikimedia

О запуске полигона сообщил «Ведомостям» руководитель проекта «Полигон БАС» Антон Третьяк. Строительство начнется в ближайшее время. Стоимость проекта составит 0,5 млрд руб., часть из которых вложил Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы (НТИ), а остальное профинансировал концерн «Международные аэронавигационные системы», который и занимается созданием полигона.

Летная платформа будет размещена в районе аэродрома «Орловка», в 160 км от Москвы и 680 км от Санкт-Петербурга. «Там имеется подходящее воздушное пространство, сам район имеет низкую плотность населения. Участок под полигон уже приобретен, с властями Тверской области мы согласовали вопросы строительства», – рассказал Третьяк.

На полигоне смогут проходить испытания беспилотники вертолетного, мультикоптерного и самолетного типов. Он будет предназначен для проведения летных испытаний и экспериментов, вычислительных экспериментов по моделям разработчиков, а также подготовки доказательной документации для предоставления в сертифицирующий орган, объяснил Третьяк. По его оценке, в ближайшие пять лет не менее 40 БАС в России будут нуждаться в сертификации.

Полигон будет состоять из нескольких зон. На экспериментальной летной площадке разработчики БПЛА смогут проводить все виды летных испытаний – от демонстрации технологий до сертификационных полетов опытного образца. Цифровая платформа позволит в ускоренном режиме оценить соответствие БАС нормам летной годности, а также испытать еще разрабатываемые аппараты, системы управления БАС и их оборудование. Измерения траекторных параметров будут проводиться с использованием специальных навигационных приемников, которые будут передавать данные через спутник, а также оптических средств. Для удобства разработчиков на полигоне будет использоваться «летающая лаборатория»: она будет сопровождать испытуемый аппарат, фиксировать визуально его состояние, текущие метеоусловия в точке его нахождения.

По словам Третьяка, у полигона две основных задачи: «Первая – снять технологический барьер, так как для малой авиации не подходят сертификационные средства, используемые для больших самолетов. И вторая – сформировать предложения по изменению нормативной базы».

По прогнозам НТИ, в ближайшие 10 лет дроны в мегаполисах массово летать не будут, так же как беспилотные такси массово по дорогам общего пользования не поедут, рассуждает руководитель пресс-службы платформы Юрий Сушинов: «Причины в технологических и нормативных барьерах, для преодоления которых в том числе и необходимы данные проекты».

Однако уже сейчас по ряду направлений развития беспилотных технологий Россия находится в тройке мировых лидеров вместе с США и Китаем, и важно не отстать и закрепить технологическое преимущество, отметил Сушинов.

«Первая проблема сейчас – отсутствие сертификационных требований, на основании которых можно было бы проводить испытания, говорит руководитель агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Несмотря на это, был запущен процесс сертификации беспилотного вертолета производства «Радар ММС», эта процедура проводилась на основании так называемого сертификационного базиса: разработчик представил соответствующему органу свое видение параметров, которым его аппарат должен соответствовать». Специалисты Росавиации, изучив эти документы, приняли такой базис, в итоге первый беспилотник массой более 30 кг был сертифицирован.

«На данный момент два беспилотника «Радар ММС» внесены в реестр гражданских судов и получили регистрационные номера. Заявки подали еще несколько производителей, в том числе компания «Кронштадт», – знает представитель «Авиапорта».

Беспилотники в России пытаются внедрять в самых различных сферах. Например, в Белгородской области несколько лет функционирует экспериментальное пространство, «Агро-НТИ», где сельхозпроизводители пытаются оценить экономический эффект от использования дронов. «Россети» приобрели беспилотную систему для мониторинга ЛЭП. «Но пока в России не появится нормативная база и не будут сформулированы сертификационные требования, мы будем все сильнее и сильнее отставать от того же Китая», – резюмирует Пантелеев.