ФАС требует от Apple изменения принципов работы App Store

Регулятор требует изменить условия, чтобы пользователь мог купить приложение напрямую у разработчика
В России в случае невыполнения предупреждения действия Apple будут рассматривать в рамках дела об антимонопольном нарушении/ Максим Стулов / Ведомости

30 августа ФАС сообщила о поступлении обращений пользователей и разработчиков в отношении текущих правил App Store. Исполняя их, пользователь может платить за товары с 15–30%-ной комиссией Apple, не зная о возможности купить то же самое дешевле на сайте продавца. В App Store не допускаются приложения, в которые встроены альтернативные способы оплаты, например ссылка на сайт разработчика или сервиса, либо с формой регистрации в браузере с переходом на сайт приложения. Такие приложения, как пишет ФАС, Apple требует изменить – удалить ссылки либо изменить их так, чтобы пользователь не переходил на внешние сайты. Все это может приводить к росту цен на продукцию разработчика, считают в ФАС. Служба предупредила Apple об устранении признаков нарушения законодательства не позднее 30 сентября.

Компания Apple занимает доминирующее положение на рынке распространения приложений для операционной системы iOS с долей 100%, пояснил «Ведомостям» представитель ФАС: «Поводом для выдачи предупреждения послужили обращения потребителей. В отношении иных операционных систем в настоящее время признаков нарушения антимонопольного законодательства не установлено».

Представитель Apple не ответил на запрос «Ведомостей».

ФАС России выдала предупреждение по признакам злоупотребления доминирующим положением, выразившегося в запрете информирования клиентов App Store об альтернативных способах оплаты в приложениях, поясняет адвокат Ирина Акимова, партнер BGP Litigation: «ФАС не первой обратила внимание на деятельность App Store. Еврокомиссия в 2020 г. проводила расследование магазина приложений, которое касалось, прежде всего, соглашения Apple с участниками платформы, а именно обязательного использования собственной системы in-app purchase для распространения платного контента».

Также исследовался вопрос ограничений, не позволяющих разработчикам информировать пользователей об альтернативных возможностях покупки. Apple разрешает пользователям потреблять контент, такой как музыка, электронные книги и аудиокниги, приобретенный в другом месте (например, на веб-сайте разработчика приложения), а также в приложении. Но правила компании запрещают разработчикам информировать пользователей о таких возможностях покупки, которая обычно дешевле, отмечает Акимова: «В апреле 2021 г. Еврокомиссия направила в адрес Apple заявление о возражениях – аналог предупреждения, в котором указала, что подобные действия могут нарушить положения статьи 102 Договора о функционировании ЕС».

В России в случае невыполнения предупреждения действия Apple будут рассматривать в рамках дела об антимонопольном нарушении (п. 3 ч. 1 ст. 10 закона о защите конкуренции), поясняет Акимова. Если ФАС будет установлено злоупотребление доминирующим положением со стороны Apple, то компания может быть привлечена к административной ответственности в виде штрафа. В случае наличия ограничения конкуренции со стороны Apple размер штрафа может достигнуть 15% от выручки за реализацию товара, на рынке которого совершено правонарушение, за год, предшествующий году установления нарушения, сообщила она.

Это уже не первое противостояние Apple и ФАС России, напомнил юрист группы специальных проектов Vegas Lex Тахир Щерба: «В 2017 г. служба признавала Apple виновной в координации цен на iPhone при их реализации у российских реселлеров».

В 2020 г. Apple вновь предстала в ФАС ответчиком по делу – претензии были связаны со злоупотреблением доминирующим положением по отношению к разработчикам мобильных приложений родительского контроля. В апреле 2021 г. ФАС России наложила на Apple оборотный штраф в размере свыше 906 млн руб., напомнил Щерба: «Apple грозит второе антимонопольное дело за последние два года, связанное с ограничением доступа разработчиков в магазин приложений».

Текущее предупреждение ФАС идет параллельно с разбирательством Apple с разработчиком игр Epic Games, которые сейчас судятся из-за способов продаж контента для пользователей App Store, отмечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: «Apple может пойти навстречу разработчикам, от этого выиграют в первую очередь крупные игроки, которые могут создавать собственные платежные системы и публикуются в App Store, – «Яндекс», Mail.ru Group. Если «В контакте» будет продавать цифровые товары не через App Store, а через свою платежную систему, то по Apple это не ударит, а «В контакте» смогут получить несколько дополнительных процентов к выручке».

Apple, возможно, пойдет на частичные уступки ФАС, но сильно менять общемировую политику не будет, полагает Николай Комлев из Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий: «Сейчас у каждой цифровой платформы или экосистемы есть свои преимущества для потребителей, но, с другой стороны, они нас ограничивают и привязывают к себе, скрывают возможности перехода к конкурентам».