Операторы начали уведомлять абонентов о повышении тарифов на связь в 2023 году

Причиной повышения называют рост затрат на оборудование
Евгений Разумный / Ведомости

Крупнейшие российские сотовые операторы начали рассылать абонентам сообщения о планируемом росте тарифов с начала 2023 г. О получении таких уведомлений «Ведомостям» рассказали два абонента «Мегафона» и два клиента Tele2. МТС, в свою очередь, уведомила абонентов о прекращении компенсаций банковских комиссий за пополнение счета, а «Билайн» начал обзванивать клиентов с предложением подключать дополнительные платные услуги, убедились сотрудники «Ведомостей».

«Мы меняем цены из-за роста затрат на оборудование», – говорится в сообщении оператора, которое получил абонент «Мегафона». Тариф будет изменен с 17 января, указано там: стоимость обслуживания повысится на 32,5 руб. до 357,5 руб. в месяц. «Понимаем, что это может быть неожиданно», – добавила компания, предложив абоненту перейти на тариф за 360 руб. в месяц с увеличенным количеством звонков. Аналогичное сообщение получил и другой абонент этого же оператора. «С 17 января стоимость Вашего тарифа увеличится на 55 руб. и станет 595 руб.», – указано в сообщении. По словам обоих абонентов, они оформляли эти тарифы в Москве.

«Мегафон» не единственный оператор, повышающий цены на услуги. Уведомление о повышении тарифа с 30 декабря получили и два абонента Tele2. «Стоимость вашего тарифа увеличится на 60 руб./мес.», – было указано в одном из таких уведомлений. По словам одного из абонентов, сейчас он платит за связь 500 руб. в месяц и оформлял тариф в Московском регионе в начале 2021 г.

По закону не менее чем за две недели до изменения цен на связь операторы должны уведомить об этом Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Такое уведомление регулятор к 26 декабря получил от Tele2, от «Мегафона» уведомления не поступало, сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. «Обоснованность указанного в журналистском запросе повышения оператора служба оценит в установленном порядке», – предупредил он.

Часть изменений в стоимости тарифов Tele2 ФАС уже проанализировала и сочла обоснованными, часть корректировок еще анализируется, добавил представитель ФАС. «В случае выявления в действиях оператора связи признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС примет меры антимонопольного реагирования», – добавил он.

Представитель Минцифры сообщил «Ведомостям», что ведомству известно о планах операторов пересмотреть цены на архивные тарифы, но министерство «не вмешивается» в их формирование.

С начала декабря представители «Билайна» начали обзванивать своих абонентов с предложением перейти на более высокооплачиваемые тарифы или подключить платные дополнительные услуги. С этим столкнулись двое сотрудников «Ведомостей».

Еще один сотрудник «Ведомостей», пользующийся услугами МТС, 23 декабря получил уведомление о введении дополнительной комиссии с 10 января за зачисление средств на счет мобильного телефона, если перевод осуществляется через сервис стороннего банка.

«Когда вы оплачиваете связь, мы платим за услугу перевода денег на ваш баланс. С 10.01.23, если плата за эту услугу для нас ниже 0,1%, мы продолжим ее компенсировать. Если вы воспользуетесь сервисами с высокой стоимостью услуги, после пополнения баланса будет удерживаться комиссия 1,142% от суммы платежа», – сообщила своему абоненту МТС. Если же клиент пополняет свой счет при помощи сервисов МТС – через приложение, на сайте или же в салонах связи или же осуществляет перевод по системе быстрых платежей, – то комиссия не будет взиматься.

Позиция операторов

Представители Tele2 и «Мегафона» подтвердили информацию о «пересмотре цен», но подчеркнули, что речь идет только об архивных тарифах.

«Незначительные корректировки затронут часть архивных тарифов, размер пересмотра зависит от конкретного [тарифного] плана», – заявил «Ведомостям» представитель Tele2. Он подчеркнул, что на большинстве тарифов размер пересмотра составляет не более 50 руб. в месяц, не превышает индекса потребительских цен (потребительская инфляция) и проводится не чаще одного раза в календарный год.

Годовая инфляция в России по состоянию на 19 декабря замедлилась до 12,35%, сообщал Росстат. Официальный прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2022 г. равняется 12,4%. Аналитики БКС ожидают этот показатель на уровне 12,1%, в сценарии их коллег из «Ингосстрах-инвестиций» он на 0,1 процентного пункта больше. Рост цен на тарифы «Мегафона» составил порядка 10%, Tele2 – 12%, что не противоречит рекомендациям ФАС, сказал аналитик «Финама» Леонид Делицын.

По словам представителя Tele2, такой пересмотр тарифов – это «нормальная рыночная практика, необходимость которой обусловлена рядом факторов». «Внешняя ситуация повлияла на цепочки поставок оборудования, которые выстраивались годами. Чтобы не допустить деградации качества сервисов, мы фокусируемся на поддержании работоспособности сетей и поиске альтернативных технических решений. В связи с ростом затрат на обслуживание инфраструктуры Tele2 вынуждена немного повысить стоимость услуг», – заявил собеседник.

«Изменения обусловлены увеличением затрат компании на предоставление услуг и сохранение высокого качества связи, в том числе ростом затрат на закупку оборудования и эксплуатацию сети», – добавил представитель «Мегафона».

«Билайн» действительно связывается со своими абонентами для предложения им новых тарифов, подчас с более высокой абонентской платой, следует из комментариев представителя оператора. Впрочем, один и тот же клиент «не должен получать коммуникацию о новых продуктах и услугах компании чаще чем раз в несколько месяцев», отметил собеседник.

Представитель МТС подтвердил, что компания рассылала абонентам уведомления о комиссии за пополнение счета, но «речь идет о комиссии банков, МТС не вводила дополнительные комиссии». По его словам, оператор «не рассылает» абонентам сообщения о повышении тарифов.

Дорогие сети

В связи с ограниченным предложением зарубежного оборудования связи на рынке операторам в 2023 г. придется повысить свои затраты на его закупку и обслуживание в среднем на 25–30%, прогнозирует гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Операторы могут увеличивать средний доход с абонента при помощи предложений тарифов с другой компоновкой услуг, как правило большей стоимости, таким образом они могут обходить ограничение по повышению цен, добавляет он.

Операторы связи регулярно занимаются изменениями тарифной линейки и в большинстве случаев новые предложения становятся дороже в связи с расширением наполнения пакета (увеличившимся количеством интернета или голосового трафика), согласен аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. «В среднем такие корректировки проходят не менее двух раз в год в зависимости от рыночной ситуации и действий конкурентов в определенном регионе», – говорит он.

Объяснения могут быть банальны, продолжает Савватин. Цены растут на логистику и оборудование, также компании могут объяснять пересмотр тарифной линейки индексацией зарплат и высоким уровнем инфляции. Также среди причин, по которым операторы поднимают цены, – необходимость платить дивиденды, добавляет Делицын. «В противном случае их акции будут дешеветь. При этом сильно увеличивать кредитную линию они не будут, так как это увеличивает кредитные риски», – объясняет он. Кроме того, по словам Делицына, в этом году из-за ухода популярных брендов у операторов заметно упали продажи в салонах связи.

«Здоровое» повышение цен на телекомрынке, которое нужно, чтобы бизнес оставался прибыльным, – это 20–25% в год, замечает Делицын. И несмотря на это, мобильная связь в России продолжает оставаться достаточно дешевой по сравнению с другими мировыми рынками и является базовой услугой, сравнимой с ЖКХ, заключает Савватин.