Выпуск электрокаров в России опередит темпы установки быстрых зарядных станций

Но развитие сегмента должно скорректировать этот дисбаланс
По оценке Минпромторга, в 2022 г. в России было произведено порядка 2000 электрокаров. В основном это китайские машины Dongfeng, которые выпускаются под брендом Evolute / Максим Стулов / Ведомости

Производство электромобилей в России в 2023 г. будет расти более чем в 2 раза быстрее, чем планировало правительство, а установка быстрых зарядных станций, наоборот, отставать от этих планов. Это следует из данных, приведенных чиновниками на стратегической сессии по электротранспорту у первого вице-премьера Андрея Белоусова 8 февраля 2023 г.

В 2022 г. в России было установлено 439 быстрых электрозарядных станций (ЭЗС), отметил Белоусов, слова которого приводятся в релизе Минпромторга. Мощность такой станции – 150 кВт, что позволяет зарядить средний электромобиль на 80% примерно за полчаса. Мощность медленных ЭЗС – 44 кВт, время зарядки электрокара до 40% составляет не менее 2 часов. В 2023 г., по словам замминистра энергетики Павла Сорокина (его также цитирует Минпромторг), должно быть введено в эксплуатацию уже 872 быстрые ЭЗС в 39 регионах.

Ввод быстрых зарядок субсидируется государством. Основной мерой поддержки является межбюджетный трансферт в размере 2,7 млн руб., он предоставляется в качестве субсидии на строительство одной ЭЗС, напоминает Сорокин. Из них около 1,8 млн руб. – это субсидия на закупку оборудования, и еще 900 000 руб. – на технологическое присоединение к электросетям.

По оценке Минпромторга, в 2022 г. в России было произведено порядка 2000 электрокаров. В основном это китайские машины Dongfeng, которые под брендом Evolute выпускает липецкий «Моторинвест». В этом году выпуск электрокаров вырастет в 9 раз до 18 000 шт., прогнозирует ведомство. Произойдет это, очевидно, за счет «Моторинвеста» и московского завода «Москвич», который на бывшей площадке Renault в Москве выпускает китайские кроссоверы JAC под российским брендом.

Управляющий партнер и совладелец «Моторинвеста» Андрей Резников в сентябре 2022 г. на церемонии запуска производства говорил «Ведомостям» о планах выпустить порядка 10 000 электрокаров в 2023 г. 30–40% из них будут приходиться на корпоративных клиентов, сказал он. Резников присутствовал на стратегической сессии у Белоусова, следует из сообщения Минпромторга.

Еще 10 000 электрокаров должен выпустить «Москвич» (модель 3е. – «Ведомости»), обещал мэр Москвы Сергей Собянин. Но собеседники «Ведомостей» на предприятии в январе 2023 г. выражали сомнения в возможности компании выполнить эти планы.

Планы правительства по развитию электротранспорта закреплены в одноименной концепции, принятой в августе 2021 г. Ее разрабатывали Минэкономразвития, Минпромторг и Минэнерго. Согласно концепции, в 2022 г. в России должно было быть выпущено 2500 единиц электротранспорта и введено в эксплуатацию 1178 медленных и 528 быстрых ЭЗС. В 2023 г. – 7400 единиц техники, 2163 медленных и 970 быстрых зарядок.

Таким образом, согласно представленным на стратегической сессии прогнозам, темпы производства электромобилей в этом году будут опережать плановые показатели, а ввод в эксплуатацию быстрых зарядных станций, наоборот, не достигнет установленных значений.

Реализация электротранспорта и ввод зарядной инфраструктуры идут по намеченному плану, сказал «Ведомостям» представитель Минэка. Он отмечает, что прогноз по введению в эксплуатацию медленных ЭЗС строился исходя из планов инвесторов. «Динамика роста продаж электромобилей в первую очередь обусловлена реализацией мер поддержки, направленных на развитие электротранспортной отрасли и стимулирование спроса в рамках инициативы», – говорит собеседник «Ведомостей». В частности, при покупке в кредит или лизинг российского электрокара в 2023 г. можно получить скидку в размере 25% от стоимости, но не более 625 000 руб.

Целевые показатели по количеству объектов зарядной инфраструктуры для быстрой зарядки электромобилей были скорректированы на основании писем регионов и закреплены распоряжением правительства 469-р от 10 марта 2022 г., говорит представитель Минэнерго. Установка медленных ЭЗС не субсидируется из федерального бюджета, напоминает он.

«Россети» в 2022 г. установили 74 ЭЗС в рамках федерального проекта «Электромобиль и водородный транспорт», сказал «Ведомостям» представитель компании. По его словам, в 2023 г. планируется установить около 100 быстрых станций, планов по установке медленных на текущий год пока нет. «Всего в России около 300 ЭЗС группы «Россети». Загрузка инфраструктуры соответствует текущему развитию федерального проекта. Увеличение объема выпуска электромобилей в стране, которое ожидается уже в этом году, приведет к росту загрузки зарядной инфраструктуры», – полагает собеседник.

По оценке председателя Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ии Гордеевой, в России в 2022 г. в общей сложности ввели около 1500 ЭЗС. Среди них преобладают медленные станции, которые ставят частные компании, уточняет она. В 2023 г., по оценкам Гордеевой, в России введут от 5000 до 6000 ЭЗС – за счет субсидий на быстрые зарядки, частной инициативы и требований к застройщикам по установке электрозаправок в жилых комплексах.

Всего, как следует из концепции, до конца 2024 г. в России должно быть выпущено не менее 25 000 электромобилей и запущено в эксплуатацию не менее 9400 зарядных станций, 2900 из которых – быстрые. По оценкам Минэкономразвития, сейчас в России 7560 ЭЗС, из них 1190 – быстрые, а парк электромобилей составляет 24 500 единиц. В 2022 г. продажи новых электрокаров подскочили на 33% до 2998 шт., следует из данных аналитического агентства «Автостат».

Концепция развития электротранспорта составлялась в 2020 г. на основе цифр, предоставленных в первую очередь автоконцернами, отмечает президент Sitronics Group Николай Пожидаев. По его словам, в 2022 г. рынок столкнулся с рядом новых испытаний, которые внесли свои коррективы, но продажи электромобилей продолжают расти.

«Возможный временный дисбаланс в электрозарядной инфраструктуре нас не беспокоит – рынок закроет его <...> Мы корректируем планы по установке станций с учетом имеющихся цифр и текущей конъюнктуры производства электромобилей <...> Сегодня нас больше беспокоит стоимость заряда электромобиля. Для повышения заинтересованности в покупке электромобиля необходимо скорректировать цены на услугу заряда», – отмечает он. По словам Пожидаева, зарядка электрокара должна быть выгоднее заправки машины с двигателем внутреннего сгорания не менее чем на 30% против примерно 18% сейчас.

Единственное, о чем может говорить имеющееся расхождение, – это то, что нужна актуализация программы развития электротранспорта, отмечает руководитель проектов SBS-Consulting Дмитрий Бабанский. Автозаводам, по его мнению, следует ускорить проекты по локализации электрокаров. Это даст большую устойчивость производству и сформирует рынок для критически важных компонентов, полагает эксперт.