В России произошел всплеск интереса к коробочному софту и ключам активации

Это связано с недоступностью иностранных сайтов для обновления ПО
Андрей Гордеев / Ведомости

Российские пользователи стали активно скупать лицензии на решения Microsoft – операционную систему Windows и офисный пакет Office 365 – на онлайн-площадках. Больше половины продаж софта на Wildberries в 2023 г. пришлось на Windows, рассказал представитель компании. В категории продаж софта на «Яндекс маркете» в 2023 г. также лидировала Microsoft, а популярнее всего были электронные ключи для Office 365, сообщил представитель маркетплейса.

Помимо Windows пользователи Wildberries приобретали пакеты Microsoft Office, Carbit (софт для диагностики автомобиля, который позволяет отображать данные электронных блоков), графический редактор Canva и программы VPN, уточнил представитель сервиса «Wildberries цифровой». При этом и количество самих продаж на маркетплейсе кратно выросло: в прошлом году пользователи приобрели 170 000 коробочных решений софта (на физическом носителе, на флешке или диске), что в 10 раз больше по сравнению с 2022 г., и порядка 5500 ключей активации программ, что в 16 раз больше, чем годом ранее.

Рост продаж ключей и коробочных решений подтвердили представители «М.видео-Эльдорадо» и «Авито». У «М.видео-Эльдорадо» продажи компьютерного софта в цифровом формате выросли на 25%, а на сервисе онлайн-объявлений – на 53%.

В сети «М.видео-Эльдорадо» самой большой популярностью в прошлом году пользовались офисные пакеты и антивирусные программы, а самый быстрый рост год к году показали операционные системы, рассказал ее представитель, не называя абсолютных цифр. «На увеличение продаж софта повлияли восстановление ассортимента и появление новых игроков, например российских Uncom OS, «Р7-офис», а также усиление спроса на компьютерную технику, к которой в комплекте приобретают ПО», – сказал он.

Самыми приобретаемыми на «Авито» в 2023 г. оказались офисные программы, их продажи увеличились вдвое год к году. Второе место заняли ОС, их продажи увеличились в 2,6 раза в сравнении с 2022 г. Лидером рынка в 2023 г. стала ОС Astra Linux, второе место занял «Базальт СПО», а третье и четвертое – российские операционки Uncom OS и Red OS. Продажи антивирусного софта увеличились вдвое год к году, уточнил представитель «Авито». Лидер остается неизменным – это «Лаборатория Касперского», продажи которой в сравнении с 2022 г. увеличились на 53%, добавил он.

В 2023 г. продали около 500 флеш-носителей Uncom OS и около 40 000 электронных ключей (продажи стартовали в розничных магазинах в декабре 2022 г.), рассказал генеральный директор и основатель этой компании Никита Кочерженко. В 2023 г. продажи в2с-решений в России выросли на 17%, сообщил руководитель управления потребительского рынка «Лаборатории Касперского» в России и странах СНГ Сергей Пиккат-Ордынский. Это связано как со сменой игроков на рынке, так и с запуском новой линейки решений, переходом на подписочную модель продаж и т. д., уточнил он, не называя абсолютных цифр.

Но в конце 2023 г. продавать российские ОС стало сильно сложнее, поскольку российский рынок заполнили ноутбуки с предустановленной Windows, часто активированной китайским ключом, который для России является пиратским, говорит Кочерженко. Помимо этого, по его словам, в интернете не возникает проблем с покупкой пиратских ключей на Windows с ценой в районе 300 руб. за домашнюю версию и 1200 руб. за профессиональную, что, в свою очередь, мешает переходу на отечественное ПО.

Представитель Wildberries отметил сохранение тренда и в начале этого года: за полтора месяца на маркетплейсе купили более 41 000 «коробок», а на площадке с цифровыми товарами – свыше 3200 ключей. К тому же параллельно с этим у россиян растут покупки устройств без предустановленной ОС. Так, каждый второй ПК и каждый четвертый ноутбук продаются без них, писали «Ведомости» в октябре 2023 г. со ссылкой на данные аналитиков Holodilnik.ru.

Взлет покупок коробочных решений связан со сложностями оплат на иностранных сайтах. «После отключения российских Visa и MasterCard покупка импортного софта стала проблематичной. Варианта осталось два: добывать иностранную карту или покупать коробочное решение. Большинство людей, естественно, выбрало второй вариант», – отмечает независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. До этого продажи «коробок» умирали, потому что электронную лицензию можно было проще и дешевле приобрести на сайте производителя, а сейчас это сделать невозможно, пояснил он.

«Коробочные версии ПО и их физические носители ассоциируются у покупателей с «удостоверением пользователя программы». Если купленный электронный ключ по какой-то причине перестанет быть валидным, доказывать свои права в сетевом магазине будет психологически сложнее, чем при наличии «коробки» в руках», – полагает главный редактор Ferra.ru (входит в Rambler & Co) Евгений Харитонов. Современное ПО коробочных версий обычно предоставляется на USB-накопителях, потому что компьютеры с дисководом DVD перестали массово выпускаться еще в 2017 г., уточнил он.

Тенденция перехода с пиратского ПО на «пусть не вполне валидную, но лицензию» наметилась еще в 2022 г., продолжает Харитонов. Это, по его словам, хорошо заметно по пользователям игровых консолей в России, таких как PlayStation и Xbox, которые нашли способ активировать подписки или купить игры с помощью смены региона аккаунта.

«Пиратство требует технической квалификации и времени: умения получить доступ к торрентам в условиях блокировок, способности отличить пиратское ПО со встроенными вирусами от обычных взломанных программ, знаний по подготовке носителя к загрузке и обходу запросов системы на лицензионную активацию. Сейчас остается все меньше пользователей, готовых тратить время и силы на такое специфическое самообразование – для них проще решить вопрос деньгами», – говорит Харитонов.

По словам Вильянова, больше всего россияне покупали игры и профессиональный софт, который распространяется по подписке. Прошлогодний всплеск был связан с тем, что в 2022 г. работали обновленные загодя подписки, а в 2023 г. они начали заканчиваться и «все кинулись обновляться», объясняет эксперт. Среди популярных у россиян продуктов ушедших вендоров также можно назвать ПО Adobe Creative Cloud для работы с фото и видео (Photoshop, Premiere, After Effects и др.) и софт для обработки PDF-документов (Adobe Acrobat и др.), перечисляет Харитонов.

Но у покупки пиратских дешевых ключей для продуктов Microsoft или активации Windows, которые система может принять как подлинные, есть обратная сторона, указывает эксперт. В случае смены текущей конфигурации компьютера, например матплаты настольного компьютера, настройки слетят, и программа станет недействительной на другом устройстве. В этой части коробочная версия будет надежнее: она не привязана к конкретному компьютеру и допускает миграцию на разные ПК.

В то же время купить лицензию на маркетплейсе удобнее, чем загружать ПО из интернета, потому что пользователь при этом получает доступ к автоматическим обновлениям, говорит директор продукта в корпоративном мессенджере Compass Евгений Перов. Чтобы обновить сервис, не нужно ждать, когда новую версию выложат в открытый доступ, и устанавливать вручную. Поэтому цифровые товары на маркетплейсе сильно выигрывают в удобстве, заключил он.