Авто
Бесплатный
Владимир Штанов
Статья опубликована в № 4332 от 31.05.2017 под заголовком: «АвтоВАЗ» разморозит деньги

Поставки машин дилерам «АвтоВАЗу» оплатит банк альянса Renault-Nissan

Автопроизводитель хочет полностью перейти на схему факторинга

«АвтоВАЗ» хочет полностью перейти на отгрузку машин дилерам по схеме факторинга (переуступка долга), партнером выступает кэптивный банк альянса Renault-Nissan – «РН банк», рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры двух дилерских компаний. Предполагается, что у дилеров сохранится 30-дневная отсрочка платежа, в последующие 30 дней можно будет не выкупать машину, а платить проценты «РН банку», поясняет один из них. Факторинг частично использовался и раньше, полный переход на эту схему может завершиться до конца года, добавляет он.

От новой схемы выиграет прежде всего «АвтоВАЗ», ведь ему больше не придется предоставлять отсрочку за свой счет и замораживать оборотные средства, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Это же позволит привлекать меньше средств на рынке для финансирования своей деятельности, говорит он. Финансовое положение у «АвтоВАЗа» хоть и улучшается по мере роста продаж Lada на основном, домашнем рынке (в январе – апреле 2017 г. – на 8%), но компания все еще убыточна, напоминает Беспалов.

По итогам 2016 г. «АвтоВАЗ» при выручке 184,9 млрд руб. получил 44,8 млрд руб. чистого убытка по МСФО (по сравнению с 2016 г. он снизился на 39,3%), в I квартале 2017 г. – 2,81 млрд руб. (сократился втрое, выручка составила 46 млрд руб.). Предприятию помогают его основные акционеры – Renault и «Ростех», участвуя в его докапитализации. Параллельно «АвтоВАЗ» договаривается с банками о реструктуризации долга (см. врез).

Перевод вазовских дилеров на факторинг с использованием «РН банка» выгоден и для альянса Renault-Nissan, поскольку он контролирует и «РН банк» и «АвтоВАЗ», замечает один из дилеров. А выгода банка в том, что он получает от автопроизводителя плату за услугу и проценты от дилеров, которые не укладываются в бесплатный период, при этом риски неоплаты застрахованы, отмечает он.

Остался месяц

Сбербанк планирует завершить реструктуризацию долга «АвтоВАЗа» до июля, говорил первый зампред правления банка Максим Полетаев: «Последнюю встречу с «АвтоВАЗом» мы делали месяц-полтора назад, они показали новый план, он стал намного более амбициозным, чем тот, что мы обсуждали год назад, с точки зрения освобождения от непрофилей, изменения продуктового ряда, повышения уровня локализации. Менеджмент стал двигаться в правильном направлении» (цитата по «Интерфаксу»).

Представитель «АвтоВАЗа» отказался от комментариев. Связаться с представителем «РН банка» вечером не удалось.

«АвтоВАЗ» идет по пути глобальных автоконцернов. Например, по схеме факторинга работают все российские дилеры Ford Sollers, партнером выступает Cetelem, говорит представитель совместного предприятия. Российские дилеры Renault перешли на факторинг примерно два-три года назад, рассказывает один из них. Впрочем, есть несколько компаний, которые не проходят по условиям получения факторинговых услуг и вынуждены приобретать машины по предоплате, добавляет он. Отсрочка – 45 дней, средняя годовая ставка за пользование факторингом в последующие 45 дней – на уровне 15–16%, поясняет собеседник. По его словам, дилеры активно этим пользуются, ведь не каждую машину можно продать за 1,5 месяца. Но все же, чтобы сэкономить на процентах, компании стараются часть машин выкупить в «бесплатный период», например перед выходными, отмечает собеседник. По его словам, услуги факторинга предоставляют «Росбанк факторинг» и «РН банк», но Renault хочет постепенно перевести всех российских дилеров в кэптивный банк – до конца 2018 г. Представитель Renault не стал это комментировать.

Но не все иностранные автоконцерны перевели всех своих дилеров на факторинг. Kia Motors Rus, по словам ее представителя, пока продолжает отгрузку дилерам по схеме консигнации. «После истечения срока консигнации незначительное количество официальных дилеров Kia в России прибегает к факторинговой схеме, однако это явление не носит массовый характер, – отмечает он. – Тем не менее мы совместно с дилерами работаем над формированием схем факторинга на будущее».