«Камаз» возвращается к докризисной прибыли

За год она выросла в 5 раз за счет роста рынка и продаж более дорогих автомобилей
Группа ГАЗ увеличила в 2017 г. чистую прибыль более чем втрое до 3,5 млрд руб./ Евгений Разумный / Ведомости

Чистая прибыль «Камаза» по МСФО выросла в 5,3 раза до 3,5 млрд руб., выручка – почти на 18% до 156 млрд, показатель EBITDA – в 1,7 раза до 10,8 млрд, сообщила компания в отчете. «Были реализованы мероприятия по снижению издержек, повышению производительности труда, по импортозамещению автокомпонентов, повышению эффективности управления финансовыми ресурсами», – перечисляется в сообщении.

«Камаз» – крупнейший в России производитель тяжелых грузовиков (массой свыше 14 т). Завод вернулся к прибыли в 2016 г. на фоне роста рынка в России, который возобновился после затяжного падения. В 2017 г. автоконцерн продал на домашнем и внешних рынках 38 192 грузовых автомобиля – на 11% больше, чем годом ранее. Компания объясняет, что продажи выросли «в том числе благодаря опережающему темпу роста продаж автомобилей нового модельного ряда, эффективному использованию инструментов клиентского финансирования, гибкой ценовой политике».

«Камазу» есть куда расти, замечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Рентабельность по EBITDA в 2017 г. составила 6,8% (по данным компании), а «нормальное» значение этого показателя для производителя коммерческой техники – 8–12%, поясняет он.

Улучшают финансовые результаты и другие российские автопроизводители. Крупнейший из них – «АвтоВАЗ» (контролируется Renault) по итогам 2017 г. хоть и остался в минусе, но его убыток по МСФО сократился в 4,6 раза до 9,7 млрд руб. Российские продажи Lada увеличились на 17% до 311 588 шт., гласят данные АЕБ. Компании также помог рост цен, вывод на рынок более дорогих комплектаций автомобилей, укрепление рубля, программа рекапитализации, объяснял исполнительный вице-президент «АвтоВАЗа» по финансам Штефан Мауэрер.

Группа ГАЗ, крупнейший в России производитель автобусов и легких коммерческих автомобилей (LCV), увеличила в 2017 г. чистую прибыль более чем втрое до 3,5 млрд руб. Помогло сокращение затрат и рост продаж новых продуктов, «которые относятся к более высокому ценовому сегменту по сравнению с классическим модельным рядом», объясняла компания. Продажи LCV этой марки в России в прошлом году выросли на 5% до 58 617 шт., по данным АЕБ.

Против тренда пока идет группа «Соллерс», в которую входит Ульяновский автозавод (УАЗ, выпускает LCV и внедорожники). Чистая прибыль по МСФО сократилась в 2017 г. на 37,6% до 999 млн руб., хотя выручка выросла на 0,4% до 35,76 млрд. На финансовых результатах сказалось снижение продаж автомобилей «УАЗ» (упали на 15%, по данным АЕБ), «на фоне высокой волатильности спроса <...> и постепенного сокращения прямых мер стимулирования спроса со стороны государства», поясняет заместитель гендиректора «Соллерса» Николай Соболев, слова которого приводятся в сообщении.

Работая в нишевом сегменте с сильным влиянием господдержки, «Соллерс» и раньше выбивался из общей картины, замечает Беспалов. Например, в предыдущие годы его продажи росли, хотя рынок сокращался. Сейчас на результатах помимо сокращения господдержки сказывается необходимость обновления модельного ряда, добавляет он.

По итогам 2018 г. при сохранении тенденций чистую прибыль могут получить все основные российские автопроизводители, прогнозирует Беспалов. Впрочем, пока не ясно, как отразится на группе ГАЗ попадание в американский санкционный список, ведь часть комплектующих компания импортирует, замечает эксперт.