Ради господдержки «Автотору» придется ограничить выпуск автомобилей с низкой локализацией

Квоту на них предполагается закрепить в специальном инвестконтракте

Калининградский «Автотор» Сергея Щербакова в случае заключения специального инвестиционного контракта сможет продолжить выпускать автомобили крупноузловым способом — то есть без сварки и окраски. Контракт будет распространятся на все модели (выпускаемые и планируемые), которые автоконцерн заявит при подписании документа. Но выпуск машин с низкой локализацией будет ограничен.

Об этом говорится в протоколе совещания у курирующего автопром вице-премьера Дмитрия Козака, которое прошло 26 февраля. «Ведомости» ознакомились с копией протокола, содержание подтвердили люди, близкие к двум автоконцернам. В совещании участвовали представители Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина, ФАС.

Ежегодную квоту планируется привязать к уровню выпуска в 2019 г. на момент подписания контракта. Что будет взято за основу — общий выпуск в 2019 г. или с начала года до подписания контракта, из протокола явно не следует.

Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минпромторг. «Ведомости» ожидают комментариев его представителя, а также представителей аппарата Козака, Минэкономразвития, ФАС. Представитель «Автотора» отказался от комментариев.

Инвестиционные контракты появились в России как замена завершающимся соглашениям о промсборке («Промсборка-1» и «Промсборка-2», с более жесткими условиям локализации) — заключать новые Россия не может по условиям ВТО. В обмен на инвестиции в локализацию контракты гарантируют неухудшение налоговых условий, дают доступ к господдержке. Среди основных мер — компенсация утилизационного сбора и части расходов при ввозе автокомпонентов, доступ к госзакупкам, программам стимулирования спроса. «Автотор» как резидент особой экономической зоны тоже имеет доступ к господдержке, но лишь к части мер — без госзакупок и программ стимулирования спроса, отмечает сотрудник одного из автоконцернов.

Инвестконтракты подписали почти все основные автопроизводители в России. Поручение подписать инвестконтракт с «Автотором» на «старых условиях» Козак дал в ноябре 2018 г. В новой версии инвестконтрактов, как предполагается, основным условием будет локализация уникальных технологий. Когда будет подписан инвестконтракт пока неясно, но вряд ли это произойдет позже 1 июля, размышляет сотрудник другого автоконцерна. После этой даты будет лишь возможность подписания инвестконтракта нового образца. Об этом отрасль предупреждал Козак.

«Автотор» специализируется на контрактном производстве. Выпускает легковые модели Hyundai (включая премиальный суббренд Genesis), Kia, BMW, FAW и коммерческие автомобили (Hyundai, Ford). Консолидированная выручка «Автотора» в 2017 г. составила около 216 млрд руб. (рост 45,5%).

В режиме полного цикла «Автотор» производит две легковые модели — Kia Cerato и Kia Sorento (готовится к запуску третья, название не раскрывается), и несколько моделей коммерческой техники. Всего в 2018 г. компания, по ее данным, выпустила 203 000 машин — в 1,5 раза больше, чем годом ранее. Информацию по моделям компания не раскрывает.

По данным «Авторевю», в 2018 г. на «Автоторе» было выпущено со сваркой и окраской кузовов лишь около 19 000 легковых автомобилей.

«Автотор» планирует по инвестконтракту вложить в развитие локализации 4,5 млрд руб., говорил в марте основатель «Автотора» Владимир Щербаков (его слова приводил ТАСС). Это минимальная сумма, общие вложения за 10 лет могут составить не менее 15-20 млрд руб., пояснял он.

Логично, что проект инвестконтракта не предполагает полного перехода «Автотора» на производство полного цикла (со сваркой и окраской), комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. У «Автотора» много моделей и все их невозможно локализовать — некоторые выпускаются в небольшом количестве, поясняет он. Кроме того, нужно учитывать особое географическое расположение предприятия и вопросы обеспечения занятости в регионе.

Квоты на выпуск машин с низкой локализацией были и в «Промсборке-2», но они действовали три года и были небольшими — до 5%, вспоминает сотрудник одного из автоконцернов.

Если для «Автотора» в инвестконтракте будет утверждена квота на выпуск машин с низкой локализацией, то это будет несправедливо по отношению к компаниям, согласившимся в инвестконтрактах на жесткие условия повышения локализации, организации выпуска новых узлов, отмечает сотрудник одного из автоконцернов. Выходом из ситуации он видит господдержку в зависимости от уровня локализации.

Беспалов считает, что обязательства и условия допуска к господдержке должны быть определены в инвестконтрактах. Если помимо контрактов будет еще и система расчета господдержки, то это создаст многочисленные споры при распределении субсидий, предупреждает он. Не понятно, как именно определять текущую локализацию и как учитывать обязательства по дальнейшей локализации, поясняет эксперт.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more