Продажи Lada показали самое сильное падение за три года

В России продолжает падать спрос на автомобили
Падение продаж «АвтоВАЗа» – тревожный сигнал для всего рынка, уверены эксперты/ Яков Князев / ТАСС

Российские продажи автомобилей Lada в октябре 2019 г. снизились на 5,5% по сравнению с октябрем 2018 г. и составили 30 237 шт. По итогам 10 месяцев марке удалось сохранить положительную динамику – продажи выросли на 1,5% и составили 295 437 машин, Lada заняла около 21% рынка, говорится в сообщении «АвтоВАЗа». Примерно такой доля была и по итогам девяти месяцев.

О российских продажах в октябре недавно отчитался и один из основных конкурентов Lada – корейская Hyundai. Ее продажи (15 827 шт.) остались практически такими же, какими были в октябре 2018 г. (15 820 машин). Представители других марок, входящих в топ-5 российского рынка, – Kia, Renault и Volkswagen – на вопросы «Ведомостей» об октябрьских продажах не ответили.

Для Lada октябрьское падение стало самым серьезным в текущем году. Отрицательная динамика была зафиксирована также в феврале и июне, но она не превышала 2%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Сильнее, чем в октябре 2019 г., продажи у «АвтоВАЗа» падали только в 2016 г. В июне того года, например, они снизились на 16%, после чего непрерывно росли вплоть до 2019 г.

Представитель «АвтоВАЗа» не стал комментировать продажи Lada в октябре. Но заметил, что рынок чувствует себя не лучшим образом. Октябрьское падение у Lada связано, прежде всего, с общим снижением спроса на автомобили в России, говорит и один из дилеров «АвтоВАЗа».

По оценке АЕБ, в сентябре (данных за октябрь пока нет) продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 0,2%, а по итогам девяти месяцев – на 2%. В 2017–2018 гг. рынок, напротив, рос. По итогам 2019 г. общие продажи могут сократиться на 2,3% и составить 1,76 млн автомобилей, прогнозирует АЕБ.

Из-за снижения заказов от дилеров «АвтоВАЗ» с середины сентября 2019 г. уменьшил скорость конвейера, рассказывали собеседники «Ведомостей», близкие к автозаводу. А 31 октября и 1 ноября «АвтоВАЗ» и вовсе приостанавливал выпуск машин. По информации группы «Рабочие «АвтоВАЗа» в социальной сети «В контакте», причиной этого простоя конвейера стала необходимость оптимизации стоков (складских запасов) готовых автомобилей. Например, два дилера рассказывали «Ведомостям», что их запасы держатся на уровне, превышающем двухмесячные продажи, – при стандартных запасах в 1,5 месяца. Но представитель «АвтоВАЗа» тогда объяснял, что простой 31 октября и 1 ноября был нужен для проведения традиционной ежегодной инвентаризации на заводе.

«Прогноз на оставшиеся месяцы 2019 г. сейчас давать сложно. Но ноябрь начался для нас с падения продаж», – вздыхает один из дилеров «АвтоВАЗа». По его мнению, в ноябре традиционно сниженный спрос – покупатели не спешат, ожидают появления предновогодних скидок.

В условиях общего сокращения спроса основные продажи приходятся на машины бюджетного сегмента, на котором как раз и специализируется «АвтоВАЗ», комментирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Lada выигрывает у ближайших конкурентов в цене и это преимущество позволит «АвтоВАЗу» в ноябре-декабре отыграть октябрьское падение, а по итогам года как минимум сохранить продажи на уровне 2018 г., считает он.

«АвтоВАЗ» традиционно чувствует себя лучше рынка, занимая при этом значительную долю, более 20%, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Поэтому столь значительное падение в октябре – тревожный сигнал для всего рынка, предупреждает он: «Сокращение спроса, которое происходило в последние месяцы, возможно, усилилось».

В ближайшие месяцы помимо общего снижения спроса на динамике продаж скажется и высокая база ноября – декабря 2018 г., когда наблюдалось оживление спроса в ожидании роста цен на автомобили из-за увеличения с 1 января 2020 г. ставки НДС на 2 процентных пункта – до 20%.

Дисклеймер: уточнен месяц, в котором «АвтоВАЗ» снизил скорость конвейера.