Автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузки машин
Главной причиной паузы дилеры считают резко выросшие курсы евро и доллара«АвтоВАЗ» с 1 марта повышает цены в среднем на 10% на весь модельный ряд, рассказали «Ведомостям» дилеры марки. Сильнее всего, по данным обновленных прайс-листов, подорожало семейство Lada Vesta и Lada Largus. Vesta в кузове седан стала дороже сразу на 170 000 руб., модификация SW Cross – на 289 000 руб. Пассажирский Largus вырос в цене на 247 000 руб. Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев отказался.
Японская Suzuki также уведомила дилеров о подорожании с 1 марта моделей Jimny и Vitara на 20 000 руб., рассказали «Ведомостям» дилеры марки. Audi, Mercedes и Hyundai также планируют обновить ценники в ближайшее время, говорит источник в «Автоспеццентре». Hyundai помимо этого еще и приостановила отгрузки автомобилей дилерам, сообщил собеседник «Ведомостей» в другом дилерском холдинге.
Представитель корейской компании от комментариев отказался. Так же поступили представители других крупных автопроизводителей – Nissan, BMW, Renault, альянса Stellantis (объединяет Peugeot, Citroen, Opel, Jeep и Fiat). Представители УАЗа и Mazda на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Импортеры начали отказываться от поставок автомобилей в Россию сразу после начала военной спецоперации на Украине («Ведомости» писали об этом 24 февраля). Первыми прекратили поставки импортных машин бренды Volkswagen Group (Audi, Volkswagen, Skoda, Porsche), а также американская General Motors (Chevrolet и Cadillac) и Jaguar Land Rover. 28 февраля Volkswagen Group Rus сообщила о полной приостановке отгрузок дилерам внутри России машин всех брендов, входящих в группу (в нее кроме вышеуказанных также входят Lamborghini, Bentley и мотоциклы Ducati). Представитель компании пояснила «Ведомостям», что речь идет исключительно об автомобилях местной сборки. Приостановку импорта она не подтвердила. На калужском заводе группы собирают Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Volkswagen Tiguan, на площадке в Нижнем Новгороде – Skoda Karoq, Kodiaq и Octavia, а также Volkswagen Taos.
Renault с 28 февраля до 5 марта приостановила производство на своем заводе в Москве из-за перебоев в поставках компонентов, сообщала компания. «Перебои прежде всего связаны с усилением пограничных режимов в странах транзита и вынужденной необходимостью изменения ряда сложившихся логистических маршрутов», – пояснял представитель Renault «Ведомостям». По словам источника, знакомого с положением дел в компании, отгрузка автомобилей Renault дилерам сейчас не ведется, но не из-за их отсутствия, а из-за сложностей с ценообразованием, вызванных ростом курсов доллара и евро к рублю.
Источники «Ведомостей» в лизинговых компаниях объясняли отказ импортеров в поставке автотехники в Россию не только и не столько резко возросшей геополитической напряженностью, сколько непониманием автоконцернов, по какой цене теперь отгружать машины.
Стремительный рост доллара и евро к рублю начался 21 февраля, когда президент Владимир Путин объявил о признании независимости ДНР и ЛНР. Доллар на Мосбирже в тот день стоил 79,78 руб., евро – 90,15 руб. К вечеру 28 февраля курсы выросли до 96,4 руб./$ и 106 руб./евро. В течение дня эти валюты торговались на исторически максимальных отметках – 109,2 и 122 руб. соответственно. Центробанк 28 февраля также повысил ключевую ставку с 9,5% до рекордных 20%. Это позволит обеспечить повышение депозитных ставок до уровней, нужных для компенсации роста девальвационных и инфляционных рисков, возникших из-за кардинального изменения внешних условий, пояснял ЦБ.
Председатель совета директоров дилерской компании «БН-моторс» Алексей Подщеколдин говорит, что многие автопроизводители пока заняли выжидательную позицию. На неделе с 28 января должен пройти ряд дилерских конференций с автоконцернами, после которых, скорее всего, будет объявлено о новых ценовых условиях, сказал он «Ведомостям».
Официально о каких-либо изменениях цен станет известно позднее, заметил заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков. «Повышение цен на новые автомобили, вероятнее всего, произойдет, увеличение курса валют и изменение ключевой ставки ЦБ повлияют на стоимость. Но каким именно будет рост, пока никто не знает», – сказал он «Ведомостям».
Сейчас непонятно, что будет с производством в России у ряда автоконцернов, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Та же Renault помимо завода в Москве собирает машины на «АвтоВАЗе» в Тольятти и является основным (почти 68%) акционером российского автоконцерна. Цены продолжают подниматься на те автомобили, которые есть в наличии у дилеров, вместе с процентными ставками по автокредитам, констатировал эксперт. По его словам, информация от дистрибуторов местами носит весьма противоречивый характер и само существование рынка новых машин теперь во многом будет зависеть от политической обстановки.
Средняя стоимость нового легкового автомобиля в России в прошлом году выросла на 18% до исторического максимума в 2 млн руб. Эту оценку «Автостат» делал на основе анализа рекомендованных розничных цен (РРЦ; устанавливаются автоконцернами). Причиной скачка стал мировой дефицит микрочипов, который не позволил автозаводам выпустить запланированное количество машин и удовлетворить отложенный из-за пандемии коронавируса спрос. Дилерская наценка за допоборудование добавляла к РРЦ в 2021 г. 10–30% в зависимости от модели и ее дефицитности.