В России остановлена почти половина мощностей по выпуску легковых машин

Но и другие заводы рискуют уйти в простой
Евгений Разумный / Ведомости

3 марта 2022 г. в России продолжали работать лишь 55% мощностей по выпуску легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей из тех, что были загружены в 2021 г., подсчитали «Ведомости».

Всего в 2021 г. россияне купили 1,67 млн легковых машин и LCV, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По расчетам «Ведомостей», основанных на регистрациях транспортных средств, около 83% продаж, или 1,39 млн автомобилей, пришлось на внутрироссийское производство. Суммарный объем мощностей автозаводов позволяет выпускать в России около 2,7 млн легковых машин и LCV в год. Но в 2021 г. удовлетворить спрос автозаводы не могли из-за дефицита микрочипов. Это, в частности, привело к тому, что автомобили не задерживались на складах дилеров, а сразу уходили покупателям.

Из производств на 3 марта в России продолжали работу «АвтоВАЗ» – тольяттинская и ижевская площадки, завод «ПСМА рус» альянса Stellantis и Mitsubishi, калининградский «Автотор» (по сборке моделей Kia и Hyundai), мощности Nissan, китайской Haval, группы ГАЗ, УАЗа, «Мазда Соллерс» и Isuzu. Совокупно они выпустили в 2021 г. около 766 000 легковых машин и LCV (350 714 автомобилей пришлось на продукцию «АвтоВАЗа»). Это составило примерно 55% от автопродаж российского автопрома прошлого года.

При этом подконтрольный французской Renault «АвтоВАЗ» 3 марта сообщил об уходе с 5 марта в простой обеих своих площадок на четыре рабочих дня из-за нехватки электронных компонентов. Таким образом, на время его выбытия в живых останутся лишь мощности, производство которых в 2021 г. покрыло 30% продаж.

Резко возросшее санкционное давление ЕС и США из-за российской специальной военной операции на Украине и девальвация рубля к доллару и евро привели к тому, что автоконцерны начали повышать цены или останавливать отгрузку машин.

Так поступили Volkswagen Group Rus (заводы в Калужской области и Нижнем Новгороде), Renault (завод в Москве), Mercedes (Подмосковье), BMW (Калининград), Hyundai, Toyota (оба бренда делаются в Санкт-Петербурге), «Соллерс Форд» (Елабуга). Среди импортеров, остановивших ввоз машин, – Audi, Porsche, General Motors (Chevrolet и Cadillac), Jaguar Land Rover, Lexus, Volvo, Honda и др. 

Также 28 февраля немецкий акционер «Камаза» Daimler AG (владеет 15%) сообщил о приостановке сотрудничества с российской компанией, писала немецкая газета Handelsblatt. Daimler не будет поставлять комплектующие в Россию и производить грузовики в рамках паритетного СП с «Камазом» – «ДК рус», сообщало издание. Это привело к тому, что компании пришлось отказаться от выпуска основного до этого момента семейства автомобилей К4 и сосредоточиться на ускоренной локализации новейшего семейства К5, писал «Интерфакс» со ссылкой на корпоративное издание «Камаза».

Скорее всего, вскоре мы придем к тому, что местное производство приостановится полностью по разным причинам – санкции, логистика, отсутствие компонентов, сказал «Ведомостям» исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его мнению, длительность простоев будет зависеть от того, как долго продлится российская спецоперация на Украине и когда наступит понимание по дальнейшему взаимодействию с зарубежными партнерами в новых реалиях.