«АвтоВАЗ» может начать сборку китайских автомобилей Dongfeng в Ижевске

На начальной стадии локализация ожидаемо будет символической, считают эксперты
Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» ведет переговоры с китайской корпорацией Dongfeng на предмет локализации выпуска машин этой марки на заводе «Лада Ижевск». Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, близкие к сторонам переговоров. 

Первым о том, что новым производственным партнером площадки «АвтоВАЗа» в Ижевске может стать Dongfeng, сообщил 10 июля Telegram-канал «Автопоток». По его данным, сборка китайских машин на заводе «Лада Ижевск» может начаться в конце 2023 г. 

Возможные сроки запуска производства машин Dongfeng на этой площадке источникам «Ведомостей» неизвестны. Один из  собеседников говорит, что переговоры между сторонами стартовали еще в начале этого года. Другой предполагает, что сходящие с конвейера в Ижевске китайские автомобили могут получить шильдик Lada по аналогии с продукцией завода «Лада Санкт-Петербург» (бывшая площадка японского Nissan, ушедшего из России). Там в июне 2023 г. запустили сборку китайских кроссоверов FAW Bestune T77 под маркой Lada. 

В российском представительстве китайского автоконцерна «Дунфэн Мотор Рус» информацию о переговорах с «АвтоВАЗом» не подтвердили, но и не опровергли. 

Представитель «АвтоВАЗа» напомнил, что компания ведет переговоры с несколькими восточными партнерами для нескольких площадок. «Никаких деталей мы не раскрываем, в том числе из-за соглашений о неразглашении с нашими потенциальными партнерами», – сказал собеседник.

«АвтоВАЗ» планирует начать совместное производство автомобилей с китайскими партнерами в Ижевске и Тольятти в 2024 г., говорил президент компании Максим Соколов на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» 2 июня. Конкретные марки машин и потенциальные модели топ-менеджер не называл. 

Курирующий автопром заместитель министра промышленности и торговли Альберт Каримов в беседе с журналистами на «Иннопроме» 11 июля также не стал ни подтверждать, ни опровергать данные переговоры. Он отметил лишь, что комментарии по подобным аспектам должны давать сами производители. 

Основным производственным партнером Dongfeng в России является липецкий «Моторинвест». Там из китайских машинокомплектов с сентября прошлого года собирают электромобили под собственным брендом Evolute. Всего за первую половину 2023 г. в России поставили на учет 863 электрокара липецкого производства. Помимо этого «Дунфэн Мотор Рус» и «Моторинвест» подписали 11 июля на «Иннопроме» соглашение, по которому липецкая компания получила права на дистрибуцию и продвижение легковых машин Dongfeng на российском рынке, включая будущие новинки.

Планы по сотрудничеству с Dongfeng были и у калининградского «Автотора». В декабре прошлого года российская компания зарегистрировала три ООО – «Каи Рус», «Баик Рус» и «Восток Ветер Рус». Первые два предназначаются для дистрибуции машин одноименных китайских марок Kaiyi и BAIC, автомобили которых уже выпускаются на «Автоторе». Наименование бренда Dongfeng переводится на русский язык как «Восточный ветер». Представитель «Автотора» на вопросы «Ведомостей» не ответил. 

Завод «Лада Ижевск» (бывший «Иж-Авто») до начала СВО занимался выпуском бестселлера «АвтоВАЗа» – Lada Vesta. В феврале 2022 г. завод начал производство обновленной Lada Vesta NG, но вскоре был вынужден его остановить из-за дефицита компонентов и ухода из России основного акционера компании – французской Renault. Выпуск Vesta NG был возобновлен 3 марта 2023 г. – и уже на основной площадке «АвтоВАЗа» в Тольятти. В Ижевске площадку концерна предполагалось загрузить производством электрической версии Lada Largus, а также выпуском компонентов.

Сейчас продукция Dongfeng в России представлена в основном моделями премиального бренда компании Voyah. Продажи этих машин, согласно данным «Автостат Инфо» на основе регистраций, составили в первом полугодии 2023 г. 1088 штук против всего одного автомобиля за тот же период прошлого года. Кроме этого, в России доступны кроссовер Dongfeng 580 (от 2,3 млн руб.), седан Shine Max (от 3 млн руб.) и развозной фургон Captain-T, следует из данных с сайта «Дунфэн Мотор Рус». 

Сейчас, помимо переклеивания шильдиков, вариантов для сторон немного, считает исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов. По его словам, для глубокой локализации нужен более устоявшийся рынок. «Так называемый "бейдж-инжиниринг" для китайцев – это поддержка местного игрока, а для "АвтоВАЗа" – возможность увеличить производство и продажи», – рассуждает Удалов. В случае появления у отечественного автоконцерна второго партнера из КНР компании могут начать торговаться за лучшие условия для развития производства в России, полагает эксперт.

Пока непонятно, что именно Dongfeng может предложить российским потребителям с точки зрения модельной линейки, констатирует автоэксперт Владимир Беспалов. Но сейчас в стране появляется много доселе неизвестных автомобильных марок, поэтому если у китайской компании есть долгосрочные планы развития на российском рынке, «АвтоВАЗ» – вполне подходящий партнер, считает он.