Менеджеры "Аэрофлота" получат фантомные 10%

Руководители «Аэрофлота» хотят получить опционы на 10% акций компании. Только бумаги будут не реальными, а фантомными. Число участников программы снизится с 200 до 50–60

Опционную программу в «Аэрофлоте» пытаются внедрить несколько лет. Она даже была одобрена советом в конце 2008 г.: для этих целей компания собиралась приобрести на рынке около 3% акций (1% уже куплен). По прежнему плану на опционы могли рассчитывать 200 менеджеров «Аэрофлота» и его «дочек» – «Аэрофлот-норд» и «Аэрофлот-Дон» (сейчас «Донавиа»). Но программа так и не заработала – в апреле сменился гендиректор авиакомпании: место Валерия Окулова, руководившего «Аэрофлотом» 12 лет, занял выходец из АФК «Система» Виталий Савельев. «Опционы – цивилизованный вариант поощрения менеджеров, – говорил он в июльском интервью «Ведомостям». – Такую программу обязательно запустим – постараемся со следующего года».

Сейчас опционные программы нужны как никогда, полагает аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго: из-за кризиса стоимость компаний рухнула в разы, поэтому менеджеров необходимо «мощно мотивировать на рост» (если в начале 2008 г. «Аэрофлот» стоил 104,5 млрд руб., то в начале нынешнего – 31 млрд руб.). Использовать фантомные или реальные акции – для участников программы разницы почти нет, отмечает эксперт. Условные акции для опционов используют «Лукойл» и Альфа-банк.

«Аэрофлот»

авиакомпания. пассажиропоток – 6,5 млн человек (9 месяцев 2009 г.). Акционеры: государство (51%), НРК (около 30%). капитализация – 46,97 млрд руб. (ММВБ).

В среду совет директоров «Аэрофлота» рассмотрел опционную программу для руководителей компании, рассказали «Ведомостям» два источника, близких к совету. Вопрос «принят к сведению»; теперь программу обсудят на комитете по кадрам и вознаграждениям и опять вынесут на совет, рассказывает один из них. Окончательное решение должно быть принято в декабре.

В новой программе вчетверо меньше участников. Она охватит 50–60 менеджеров «Аэрофлота» – от гендиректора компании до руководителя департамента, рассказывают два источника в совете директоров и сотрудник авиакомпании. А вот менеджеры «дочек» перевозчика в число получателей опционов не вошли, добавляют они. Еще одно изменение: опционы будут предлагаться в виде фантомных (условных) акций. Но их объем будет уже не 3%, а до 10%, делятся подробностями собеседники «Ведомостей». «О какой мотивации можно говорить за 3% акций [вчера стоили 1,4 млрд руб.]?» – недоумевает сотрудник «Аэрофлота». Фантомные акции выгодны тем, что их не надо резервировать и выкупать, значит, компания сэкономит, объясняет он. Реализовать опцион, т. е. получить разницу в цене акций, руководители «Аэрофлота» смогут через три года после запуска программы, рассказывают собеседники «Ведомостей». А вот выплата фантомных дивидендов, по их словам, не предусмотрена. Исходя из вчерашней капитализации «Аэрофлота» на ММВБ 10% акций стоили 4,7 млрд руб. С начала года они подорожали на 51%.

Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.