Минпромторг меняет режим промсборки иномарок

Минпромторг предлагает продлить режим промсборки автомобилей компаниям, готовым выпускать более 300 000 машин при локализации от 60%. Это альянсы с участием «АвтоВАЗа» и «Соллерса»
Е.Кузьмина

Российская доля. Что такое локализация

Единица минус отношение таможенной стоимости всех ввозимых компонентов и сырья по всей цепочке производства к стоимости готового автомобиля.

Министерство промышленности и торговли подготовило и передало на согласование в другие ведомства новые правила режима промсборки, рассказал на форуме «Ведомостей» «Автомобильный бизнес – 2010» директор департамента автопрома и сельхозмашиностроения Алексей Рахманов. Он рассчитывает, что согласование завершится уже через 1–1,5 месяца, после чего работающим в России автопроизводителям будет предложено подписать дополнения к договорам по промсборке.

Режим промсборки действует с 2005 г. Он позволил импортировать комплектующие для сборки автомобилей по ставке 0–5% вместо 5–15%. Для этого компании должны выпускать не менее 25 000 автомобилей в год, а через три года после начала действия договора создать производство полного цикла со сваркой и окраской кузовов и постепенно сократить перечень ввозимых компонентов на 30%. Договоры действуют семь лет с начала производства, подписать их можно было до ноября 2007 г., этой возможностью воспользовались 17 компаний (см. таблицу).

Новые условия гораздо жестче, следует из презентации Минпромторга, разосланной производителям в августе (копия есть у «Ведомостей»). Чтобы получить льготы, необходимо иметь производство не менее 300 000 автомобилей в год, локализовать производство двигателей и/или коробок передач (от 200 000 в год), создать в России производство кузовной штамповки, а также открыть центр разработок и инжиниринга (R&D).

К уровню локализации производства предъявляются отдельные требования, причем впервые четко определено, что это такое (см. врез). Уровень локализации в среднем по модельному ряду завода на шестой год после заключения соглашения должен составлять не менее 60%. Наконец, в создание производства нужно вложить не менее $750 млн, а в модернизацию существующего – не менее $500 млн.

Эти обязательства может взять на себя и консорциум производителей, говорится в презентации, но определения консорциума в ней нет.

Государство не собирается отменять действующий порядок промсборки, подчеркнул Рахманов: подписание новых договоров будет добровольным с теми компаниями, которые такие соглашения уже заключили. Однако сроки действия некоторых договоров подходят к концу, напомнил он, а новые позволят продлить нынешний порядок импорта комплектующих на семь лет.

Новым требованиям удовлетворяют консорциумы «АвтоВАЗ» – Renault – Nissan и «Соллерс» – Fiat, а в перспективе, возможно, Volkswagen, говорит директор российского представительства A.T. Kearney Евгений Богданов. Согласно бизнес-плану «АвтоВАЗа» к 2014 г. он будет производить 830 000 автомобилей (вместе с собираемыми для Renault и Nissan), у него уже есть научно-технический центр, производство двигателей и штамповки. «Соллерс» и Fiat намерены в 2012 г. запустить производство легковых автомобилей в Набережных Челнах мощностью 300 000 машин с возможностью расширения до 500 000, предприятие будет выпускать и двигатели, а производство штамповки уже создается. Будет запущен и R&D-центр, обещает представитель «Соллерса». «АвтоВАЗ» и «Соллерс» новые условия устраивают, говорят их представители. Интерес есть и у Hyundai, которая хочет расширять свои мощности в России (осенью компания запустит завод в Санкт-Петербурге мощностью 150 000 автомобилей), знает сотрудник ее конкурента. Представитель Hyundai от комментариев отказался.

«ПСМА рус» (завод PSA Peugeot-Citroen и Mitsubishi в Калужской области) не планировала в ближайшие годы инвестировать в выполнение требований, которые отражены в новых правилах, говорит представитель завода. Руководство компании на прошлой неделе передало в Минпромторг свои замечания по новому порядку промсборки, сказал он, но их суть не раскрыл.

Сомнительно, что именно эти меры помогут локализации, говорит вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева.

С представителем GM связаться не удалось, представители Ford, Toyota, Volkswagen не стали комментировать новации Минпромторга. Так же поступил и представитель Минэкономразвития.

Изначально сроки действия договоров о промсборке были ограниченными и автопроизводители должны были понимать, что они будут делать после их окончания, отметил Рахманов. Цель государства – увеличение доли добавленной стоимости в российском автопроме, для этого здесь нужно развивать автокомпонентное производство, а это можно сделать за счет больших объемов сборки в России автомобилей на общих платформах, объясняет чиновник. Представленные меры стимулируют производителей локализовать здесь производство, без этого о развитии компонентной базы говорить не приходится, а о целях, поставленных в стратегии развития автопрома до 2020 г., можно забыть. Впрочем, эти предложения не окончательны, Минпромторг ждет ответных предложений от автопроизводителей, отметил Рахманов.

Некоторые требования вызывают вопросы: например, строительство в России нового двигательного завода имеет смысл, если его мощности будут составлять не менее 500 000 шт., а это условие практически никто выполнить не сможет, считает Богданов. Но даже если иностранные автопроизводители прекратят использование режима промсборки, заводы закрывать им вряд ли придется – сборка из ввозимых из-за границы компонентов все равно будет выгоднее импорта готовых автомобилей, резюмирует эксперт.