Игорь Сечин грозит нефтяникам дополнительными мерами

Владимир Путин нашел причину топливного кризиса: «Дело не в дефиците. Дело в сговоре». А Игорь Сечин, возможно, намерен ограничить экспорт нефти

«Роснефть» поставляет на биржу более 15%, иногда – более 22%, отчитался представитель компании.

Вчера вице-премьер Игорь Сечин провел совещание с крупнейшими нефтяниками и отчитался о ситуации с дефицитом топлива на президиуме правительства.

О дефиците на прошлой неделе заявили в 10 регионах. Независимым АЗС пришлось свернуть работу: крупные нефтяные компании резко ограничили оптовые поставки, а на бирже цены сильно выросли, из-за чего и в розницу торговать топливом стало невыгодно. А розничные сети крупных нефтяных компаний не справились со спросом. Средняя стоимость бензина за неделю выросла на 2,8%, дизельного топлива – на 1,5%. Сечин доложил Путину, что ситуация выправилась, сложности есть только в Кемеровской и Томской областях.

Чтобы дефицита не было, Минэнерго должно вести постоянный контроль за выводом нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, заявил Сечин. Путин же обвинил нефтяников в сговоре.

Антимонопольная служба начала проверку в двух десятках регионов, а в Алтайском крае «дочки» «Роснефти» и «Газпром нефти» уже заподозрены в картельном сговоре. Это четвертая волна проверок крупнейших нефтяников. После первой они получили по 1–1,5 млрд руб. штрафов. В конце мая ФАС проведет слушания по третьей волне. Представитель ФАС от комментариев отказался.

У государства есть и дополнительные меры регулирования рынка, пригрозил Сечин, они будут касаться сырья для производства бензина. Что именно он имел в виду, его представитель не сказал.

Скорее всего речь о повышении пошлин, считает аналитик Банка Москвы Денис Борисов, это снизит привлекательность экспорта нефти и подвигнет компании к увеличению поставок сырья на российские НПЗ. Увеличить пошлины легко – достаточно постановления правительства.

Но маловероятно, что мера подействует, продолжает Борисов: не факт, что, увеличив загрузку НПЗ, компании станут производить больше бензина, – экспортировать дизтопливо и мазут по-прежнему будет выгодно. Но рост пошлин сократит свободные денежные потоки компаний, а значит, уменьшит их капитальные вложения, что чревато падением добычи, опасается Борисов. Правильный путь – развитие биржевой торговли, заключает он.

Сейчас на бирже торгуют нефтью только восемь компаний, жаловался вчера Сечин, а производителей гораздо больше, из-за этого биржевые цены нерепрезентативны.

Представители «Лукойла», «Газпром нефти», «Башнефти», «Татнефти», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» на запросы «Ведомостей» не ответили.