Статья опубликована в № 4035 от 17.03.2016 под заголовком: Порты делят контроль

Ассоциация морских торговых портов против переноса таможенного декларирования в Бронку и Усть-Лугу

Перевалка в порту Санкт-Петербург станет дороже, грузы уйдут в зарубежные порты, опасаются они

Ассоциация морских торговых портов России (АСОП) против предложения Федеральной таможенной службы (ФТС) ограничить полномочия при проведении документального таможенного контроля на пяти таможенных постах на Балтике, говорится в письме исполнительного директора АСОП Серика Жусупова главе ФТС Андрею Бельянинову (есть у «Ведомостей»). В феврале Бельянинов обратился к полпреду президента в СЗФО Владимиру Булавину и к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с инициативой перенести все полномочия по таможенному декларированию на посты портов Бронка и Усть-Луга «в целях снижения риска нарушения таможенного законодательства». Основной грузооборот Большого порта Санкт-Петербург приходится на грузовые районы 1–4, которые находятся на территории или вблизи от действующих таможенных постов, Бронка и Усть-Луга – на расстоянии 60 и 160 км соответственно, следует из письма АСОП. Перенос таможенного контроля в эти два порта станет причиной роста расходов на оформление, досмотровые операции и увеличения сроков хранения грузов, что в конечном счете приведет к росту затрат на перевалку грузов в порту Санкт-Петербург и их оттоку в порты Прибалтики. Инициатива ФТС создает условия для недобросовестной конкуренции, предоставляя операторам Бронки и Усть-Луги необоснованные преимущества, считают в АСОП. Письмо в ФТС также направила T. A. Management, управляющая компания группы UCL Holding (работает в порту Санкт-Петербург). Гендиректор компании Игорь Федоров приводит аналогичные аргументы, замечая, что изменение системы таможенного администрирования приведет к увеличению сроков прохождения грузов и снижению качества таможенного контроля.

Перенос полномочий по декларированию в два порта может привести к увеличению срока таможенного прохождения на сутки и скорректировать цены, считает директор по развитию экспедиторской группы FMG Сергей Попов. Можно ожидать перераспределения части грузопотока в эти два порта, добавляет он.

ФСБ на «Форуме»

Вечером 14 марта в главный офис ХК «Форум» явилась следственная группа ФСБ, которая предъявила постановление на обыск в рамках уголовного дела, связанного с восстановлением объектов культурного наследия в Псковской области, сообщила пресс-служба компании во вторник. На следующий день был арестован Дмитрий Сергеев, гендиректор входящей в «Форум» компании «Балтстрой», которая проводила реставрационные работы Изборской крепости в 2012 г. ФСБ возбудила уголовное дело в отношении ряда чиновников Министерства культуры. Арестованы замминистра Григорий Пирумов, директор департамента управления имуществом и инвестиционной политики Борис Мазо, директор подведомственного министерству ФГУП «Центрреставрация» Олег Иванов.

Вывод оформления грузов значительно усложнил бы работу клиентам терминала в порту Санкт-Петербург, создав дополнительные административные барьеры, увеличив сроки и стоимость обработки контейнеров, говорит представитель Global Ports. По его словам, итогом может стать перераспределение грузопотоков в направлении Бронки и, как следствие, обесценивание государственных и частных инвестиций в развитие порта Санкт-Петербург. Передача оформления в одни руки неизбежно создаст значительные неудобства для клиентов других терминалов, таким образом, Бронка получит преференции за счет других участников рынка, говорит один из логистических операторов. Таможенный пост в Усть-Луге слишком далеко и вряд ли составит реальную конкуренцию Бронке, считает другой участник рынка.

Порт Бронка строит ООО «Феникс», входящее в холдинг «Форум» Дмитрия Михальченко. Первая очередь порта, которая включает контейнерный терминал на 1,45 млн TEU, терминал накатных грузов (260 000 шт.) и логистический центр, введена в эксплуатацию в конце декабря 2015 г., говорит представитель компании. До 2036 г. в проект планируется вложить около 60 млрд руб., из которых 42,6 млрд руб. – частные, остальное – федеральные средства. Михальченко поддерживает закрепление за таможенными постами Бронка и Усть-Луга полномочий по таможенному контролю, следует из его интервью, опубликованного на этой неделе в «Деловом Петербурге». «Создание центра электронного декларирования позволит иметь единую прозрачную экономическую политику в масштабе всей Балтийской таможни и создаст условия для ускорения выпуска товаров», – считает он. По телефону Михальченко вчера отвечал другой человек. Сотрудник ХК «Форум» сказал, что гендиректор находится в Москве.

К существенному перетоку груза перенос полномочий не приведет, все сведется к тому, что в Бронку начнут ездить курьеры с бумагами, считает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. В Бронке до сих пор нет перевалки, напомнил он. Ни Бронка, ни Усть-Луга пока еще не обладают достаточным объемом сотрудников и техническим оснащением, чтобы принимать большое количество грузов, говорит Василий Ицков, руководитель практики разрешения споров ИФК «Горизонт капитал».

В январе грузооборот портов Петербурга и Ленобласти сократился на 4% до 17,3 млн т, из которых 3,7 млн т – перевалка в порту Санкт-Петербург, 7,3 млн т – в Усть-Луге, сказано в материалах ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря». Грузооборот в порту Бронка не зафиксирован.

vkorostelev
09:56 17.03.2016
Искусственное ограничение количества таможенных постов, принимающих документы ничем не оправдано. В странах, где функционирует "безбумажная таможня» совершенно не важно место, из которого вы подаете документы в таможню: если таможня ДЕЙСТВИТЕЛЬНО готова и умеет работать с электронными документами, то ее информационной системе не важно, из какого физически места они поданы: например, документы на товары убывающие (прибывающие) через Большой порт Санкт-Петербург можно подавать (и получать решение по ним) не только через таможенные посты региона, но и через любой другой пост в РФ или государстве-члене Таможенного союза, а также из офиса импортера (экспортера) или даже из квартиры. Для примера, раньше, чтобы купить билет на самолет, клиенты должны были отправляться в кассу транспортного агентства или в авиакассы. А потом наступила эра «электронных билетов» - и все мы покупаем билеты на самолет непосредственно из дома (офиса) со своего личного компьютера. Последние события вокруг таможенных постов в Бронке и Усть-Луге свидетельствуют о том, что в ФТС России эпоха электронных документов все еще не наступила: сотрудники таможенных органов по старинке работают с бумажными документами и экспортерам (импортерам) приходится ездить к ним «на поклон», как раньше ездили пассажиры за авиабилетами в кассы. Поэтому при неумении таможни работать «без бумажно» сокращением количества таможенных постов, принимающих документы, приведет только к дополнительным издержкам участников внешнеэкономической деятельности, увеличению очередей на прием-выдачу документов и, следовательно, к росту коррупционной составляющей. Следствием этого будет как раздражение сотрудников 2-х указанных постов, на которых резко возрастет нагрузка, так и недовольство экспортеров (импортеров). А будет ли эта ситуация способствовать росту позиции РФ в рейтинг Всемирного банка по показателю «международная торговля». – сами решайте
00
Комментировать