Ozon хочет создавать умные колонки и устройства для управления складом

Компания начала поиск сотрудников
Компания ищет менеджера по продукту, который будет разрабатывать электронные устройства для управление складом и курьерские устройства/ Андрей Гордеев / Ведомости

Крупный российский онлайн-ритейлер Ozon решил заняться робототехникой. Компания опубликовала на сайте hh.ru вакансию менеджера по продукту Ozon Robotics, которому предстоит присоединиться к разработке электронных устройств для внутреннего использования (управление складом, курьерские устройства) и для потребителей, например интернет вещей, SmartHome (умный дом), умные колонки. Планы Ozon заняться робототехникой «Ведомостям» подтвердили человек, близкий к компании, и представитель ритейлера.

/ hh.ru

Два основных направления, которые интересуют Ozon, – автоматизация и роботизация обработки заказов, а также SmartHome, говорит президент по продукту и технологиям Ozon.ru Евгений Чистяков: компания хочет заниматься не только разработкой программного обеспечения, но и «железом». Инвестиции в новое направление бизнеса он не раскрыл.

Цель автоматизации – свести на нет человеческие ошибки в логистике, поясняет Чистяков. Ozon запускает маркетплейс, где будет обрабатывать не только свои заказы, но и заказы партнеров, напоминает он: «Посылка с RFID-меткой поступает на склад, автоматически сортируется, раскладывается по правильным полкам – роботы обрабатывают заказ. На днях мы уже установили первый автоматический упаковщик».

Ozon одним из первых начал использовать автоматизацию на складах несколько лет назад, напоминает президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники Виталий Недельский. Автоматизация окупится, если число заказов Ozon сильно вырастет, говорит гендиректор «Ситилинк» Михаил Славинский. По данным Data Insight, на Ozon.ru в 2017 г. было сделано чуть больше 8,6 млн заказов. Сам «Ситилинк» пока не планирует внедрять роботов на складах: «Пока с нашими 7,5 млн заказов на 50 магазинов-складов человеческий труд дешевле. Нужно кратное увеличение количества заказов, чтобы говорить о какой-либо автоматизации».

Второе направление, по словам Чистякова, – система SmartHome, которая будет в основном связана с онлайн-торговлей. Например, если клиент покупает что-то на Ozon с доставкой, но отсутствует дома, то SmartHome позволит удаленно отследить приезд курьера и открыть дверь, чтобы он оставил заказ, описывает Чистяков, или багажник машины, если человек не может спуститься. Разработка и запуск таких устройств, по словам Чистякова, обычно занимает год-два.

Умный дом – перспективное направление, оценивает Недельский. У Ozon большая клиентская база, рассуждает он, инвестиции ритейлера в такой продукт будут обеспечены спросом.

Ozon заинтересовался направлением, в котором уже работают крупные технологические компании, венчурные фонды и госбанки. Grishin Robotics Дмитрия Гришина, сооснователя и председателя совета директоров Mail.Ru Group, основанная в 2012 г., одной из первых, по ее данным, начала работать с предпринимателями, занимающимися робототехникой, искусственным интеллектом, интернетом вещей и соответствующим программным обеспечением. Среди ее инвестиций – разработчик автономных грузовиков Starsky Robotics, устройство для безопасности дома Ring, сервис локальной доставки дронами-курьерами Starship и др. «Яндекс» 10 июля начал продавать умную колонку «Яндекс.Станция», которая работает на голосовом помощнике «Алиса» и пока умеет искать и запускать музыку, видео, искать рестораны и др. Помимо этого «Яндекс» с мая 2017 г. проводит испытания беспилотных автомобилей; в конце июня 2018 г. беспилотный автомобиль «Яндекс.Такси» проехал 789 км из Москвы в Казань.

Сбербанк около года назад отрыл Лабораторию робототехники. Среди прямых конкурентов Ozon с робототехникой связан один крупнейших продавцов техники и электроники в России DNS – его сооснователь Дмитрий Алексеев является соучредителем Центра развития робототехники во Владивостоке.

По словам Чистякова, Ozon решил заняться такими проектами самостоятельно, так как хочет быть лидером на рынке, а для этого, по его словам, нужны настроенные под клиентов решения, «которые будут работать именно с учетом потребностей бизнеса Ozon». «Решения должны максимально оптимизировать процессы и помогать доставке: чем проще можно купить товар – тем больше у нас клиентов», – рассуждает Чистяков.