Tmall не будет торговать в России собственным товаром

Она перейдет на работу по принципу маркетплейса – так работают ее основные конкуренты
Сейчас в России ассортимент Tmall – более 30 000 товарных наименований/ Aly Song / REUTERS

Принадлежащая китайской интернет-компании Alibaba торговая площадка Tmall перейдет на работу по модели маркетплейса в России: откажется от собственных закупок и будет зарабатывать на комиссии с покупок товаров сторонних продавцов. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель площадки. Tmall с запуска в России около года назад работает по смешанной модели: часть ассортимента закупает и продает сама, а часть – это товары партнеров-продавцов.

Tmall – вторая торговая площадка Alibaba в России помимо AliExpress. Последняя предлагает преимущественно товары множества китайских продавцов, а Tmall продает известные бренды. Российский бизнес Tmall станет частью совместного предприятия Alibaba, оператора связи «Мегафон», Mail.ru Group и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ), которое аналитики оценивали примерно в $2 млрд. Создать СП планируется в I квартале 2019 г.

Переход на новую модель работы позволит создать «бесконечную полку», говорит представитель AliExpress и Tmall в России: покупатели хотят необычные цветовые вариации, редкие модели и самый полный набор товаров производителя. «Доступ к «безграничной полке» изначально и сделал популярной модель маркетплейса и AliExpress в России, товарный ряд которой насчитывает несколько десятков миллионов товаров», – рассказывает коммерческий директор AliExpress и Tmall в России Сергей Черемисин. Именно в таком формате Tmall работает с поставщиками в Китае, добавляет он.

Сейчас в России ассортимент Tmall – более 30 000 товарных наименований, около половины занимают бытовая техника и электроника, они же обеспечивают около 40% продаж платформы, говорит ее представитель. По оценкам Tmall, новая модель работы поможет увеличить ассортимент в десятки раз. «К концу года мы планируем, что Tmall будет в числе пяти крупнейших российских онлайн-ритейлеров по обороту», – говорил в мае «Ведомостям» представитель площадки.

Принцип маркетплейса используют и основные соперники Tmall на российском рынке. Крупный российский онлайн-ритейлер Ozon, традиционно работавший с собственными закупками, летом начал работать также и по модели маркетплейса с товарами сторонних продавцов. Но цели полностью перейти на модель маркетплейса в ближайшие 2–3 года перед Ozon не стоит, подчеркивает директор по развитию бизнеса Ozon Константин Носов.

Кроме того, «Яндекс.Маркет» в среду, 24 октября, запустил торговую площадку «Беру», работающую с российскими поставщиками, и планирует запустить маркетплейс для онлайн-покупок за рубежом. Сейчас на площадке 1000 продавцов, ее ассортимент – около 100 000 товарных наименований. Площадка «Беру» нацелена на лидерство на рынке, уверяет гендиректор «Яндекс.Маркета» Максим Гришаков. Для этого она будет расширять ассортимент, добавлять товары новых категорий, строить операционную инфраструктуру за счет как своей, так и партнерской логистики, а также запустит кредитование покупателей и продавцов.

У крупнейшего продавца бытовой техники и электроники в России группы «М.видео-Эльдорадо» есть площадка Goods. Она позволяет сравнивать цены не только среди продавцов на маркетплейсе, но и на рынке в режиме реального времени, гарантирует выполнение заказа даже при отказе одного из продавцов, дает возможности обмена и возврата и проч., рассказывает представитель группы Валерия Андреева. За III квартал платформа увеличила оборот вдвое до 700 млн руб., добавляет она.

Маркетплейс – самая перспективная и эффективная модель интернет-торговли, считает президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов. Ее главное преимущество – большой трафик и широкий ассортимент, поясняет он. Это нравится потребителям: на одной площадке собран максимальный ассортимент, есть удобная классификация и др. Для продавцов-партнеров маркетплейс также удобен: продавец платит только комиссию, а все остальное (маркетинг, доставку, оплату, клиентский сервис) берет на себя маркетплейс. У некоторых поставщиков до 70% выручки формируется через такие площадки, говорит Соколов. Для самой Tmall эта модель тоже более выгодна, считает он: в разы расширяется ассортимент, что ускоряет рост продаж. Основными конкурентами Tmall будут Goods, Ozon, Wildberries, «Беру», полагает Соколов.

Но пока маркетплейс не стал основной моделью интернет-торговли, отмечает партнер Data Insight Федор Вирин. По его словам, большая часть рынка, т. е. мелкие и средние интернет-магазины, предпочитает продавать товары со склада поставщика, а сам интернет-магазин не хранит и не обрабатывает заказы на своем складе.