«Аэрофлоту» не хватает мест для нелетающих самолетов

Перевозчик ищет стоянку для судов в аэропортах по всей стране
Аэропорты регионов

Аэрофлот» испытывает дефицит мест для стоянки нелетающих самолетов, в базовом аэропорту «Шереметьево» – крупнейшем в России – все суда просто не помещаются, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех крупных аэропортов. Он ищет по всей стране места, где можно было бы поставить лайнеры, говорят они и подтверждает сотрудник «Аэрофлота».

В парке «Аэрофлота» на конец февраля было 247 самолетов. Его «дочка» «Россия», которая базируется в «Шереметьево» и «Пулково», имеет третий во величине флот в стране – 61 лайнер.

В «Шереметьево» свыше 200 мест для коммерческой стоянки судов, говорят сотрудник крупной авиакомпании и человек, близкий к «Шереметьево». Но какое-то количество мест нужны пустыми для прилетающих самолетов, поясняет один из собеседников. Кроме того, в «Шереметьево» свои самолеты частично держат и другие базовые авиакомпании: «Россия», Nordwind, Royal Flight, «Икар», AirBridgeCargo.

«Аэрофлот» запрашивал возможность поставить на длительную стоянку суда во всех аэропортах холдинга в европейской части страны – Екатеринбурге, Самаре, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Саратове», – рассказал представитель «Аэропортов регионов». «Мы готовы предоставить «Аэрофлоту» в этих аэропортах более 90 мест с возможностью увеличения до 140», – добавил он. «Аэрофлот» запрашивал места и у «Новапорта» и воспользовался стоянками в аэропорту Калининграда, рассказал сотрудник этого холдинга.

В самом «Шереметьево» у «Аэрофлота» на вечер 7 апреля стояли около 120 самолетов, прилетевших в аэропорт до 5 апреля включительно, по данным flightradar24. Еще 18 судов прилетели 6 апреля. В нормальной ситуации даже дальнемагистральные лайнеры не стоят сутки в ожидании следующего вылета, и уж тем более двое суток, говорит сотрудник крупного аэропорта. Даже если не все эти самолеты поставлены на бетон, а просто летают с меньшей интенсивностью, им нужны места стоянки. Также в «Шереметьево» стоят два дня и дольше 20 лайнеров «России».

Еще 64 самолета «Аэрофлот» припарковал, по данным flightradar24, в 14 других аэропортах страны: в том числе, по 13 в Красноярске и Казани, девять в Калининграде, восемь в Ростове, по шесть в Уфе и Воронеже.

В конце марта «Аэрофлот» решил приостановить эксплуатацию примерно половины флота, рассказали два человека, близкие к группе. Но после этого закрылись последние иностранные направления, были закрыты гостиницы, рестораны, кинотеатры и торговые центры по всей России, а президент объявил в стране нерабочие дни до конца апреля. Это привело к дальнейшему снижению спроса на внутренние рейсы, и планы по приостановке флота постоянно пересматриваются, добавляет один из собеседников в группе.

Сейчас, получается, не летают около 180 из 247 судов «Аэрофлота». Представитель компании эти цифры не комментирует.

Борьба с коронавирусом парализовала мировую гражданскую авиацию. Международные перелеты из России прекратились, а внутри России перевозчики на данный момент сократили 87% рейсов, подсчитал сервис Tutu.ru. У «Аэрофлота» на зарубежные рейсы приходилось около 50% всего пассажиропотока. Начиная с апреля он резко сократил и российскую программу: с 4 по 10 апреля (дальнейшего расписания пока нет) он выполнит в 55 российских городов из Москвы примерно 530 оборотных (туда – обратно) рейсов вместо 1450, запланированных до коронавируса.

Полеты полностью приостановили пять авиакомпаний: лоукостер «Победа», крупный регулярный и чартерный перевозчик Nordwind, а также чартерные Azur Air, Royal Flight и I Fly. Правда, Nordwind планирует использовать три пассажирских лайнера для перевозки грузов.

Проблема нехватки мест в базовом аэропорту затронула только «Аэрофлот», уверяют сотрудники двух аэропортов. Крупные региональные аэропорты были значительно расширены к ЧМ-2018 г. по футболу, в каждом можно свободно на длительный простой разместить по несколько десятков судов, говорят собеседники «Ведомостей». Даже второй крупнейший игрок – S7 с парком в 100 судов – свободно мог бы разместить все лайнеры в своих базовых аэропортах «Домодедово» и «Толмачево» (Новосибирск), добавляет один из них.

«Во «Внуково» 103 места длительной стоянки, также разработана схема размещения судов дополнительно на рулежных дорожках. Но на 18 ч. 7 апреля на длительной стоянке было около 60 лайнеров», – рассказал представитель аэропорта. Для размещения судов задействованы места стоянки и неиспользуемые рулежные дорожки, говорит представитель «Домодедово».

Стоянка в «Шереметьево» стоит примерно 1700 руб. за тонну массы в час, это дорого, но договоренности со всеми авиакомпаниями индивидуальные и возможны большие скидки к тарифу, говорит сотрудник российской авиакомпании. Аэропорты в разы снижают тариф за стоянку, ведь он рассчитан исходя из того, что самолет задержится на несколько часов, а сейчас простои огромного количества судов продлятся недели, говорят сотрудники двух региональных аэропортов. Представитель «Шереметьево» от комментариев отказался.