Продажи лекарств за четыре месяца упали на 13%

Это не помешало аптечным сетям увеличить выручку от реализации препаратов
Производители лекарств утверждают, что цены не повышали / Максим Стулов / Ведомости

В первые четыре месяца 2021 г. российские аптечные сети продали 1,7 млрд упаковок лекарств, что на 12,8% меньше, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании отраслевого издания «Фармацевтический вестник» и AlphaRM, с которым ознакомились «Ведомости». Там также сказано, что в денежном выражении продажи у них увеличились на 4,8% до 390 млрд руб.

Средняя цена упаковки в 2019–2020 гг. не менялась и составляла 195 руб., однако в отчетный период этот показатель вырос на 20% год к году до 233 руб., следует из отчета. Увеличение средней стоимости там объясняется ростом продаж более дорогостоящих препаратов. Так, если в январе – апреле прошлого года в числе самых продаваемых лекарств были противовирусный ингавирин (производится АО «Валента», средняя цена – 671 руб.), противомикробное средство мирамистин (ООО «Инфамед», 398 руб.) и обезболивающий и противовоспалительный нурофен (Reckitt Benckiser, 186 руб.), то в этом году спросом пользовались уже совершенно другие препараты.

Например, противовирусный препарат арбидол («Фармстандарт», 504 руб.), антитромботическое средство эликвис (Pfizer, 1851 руб.) и венозный препарат детралекс (Servier, 1589 руб.). Но лидером по продажам уже два года остается препарат для предотвращения тромбоза ксарелто (Bayer), его средняя стоимость на конец апреля 2021 г. составляла 3286 руб. При этом в исследовании «Фармацевтического вестника» и AlphaRM отмечается, что за год это лекарство подорожало на 8,2%. Рост цен коснулся и других востребованных препаратов. Так, на 16,2% подорожал арбидол, на 6,9% – эликвис, на 2,4% – детралекс.

Снижение продаж в натуральном выражении связано с падением покупательной способности населения, объясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. По его словам, люди с невысоким уровнем дохода уже не делают запасы лекарств, как раньше, а приобретают лишь назначенные врачами препараты, да и то в случае крайней необходимости. Он также напоминает, что в прошлом году у аптечных сетей был резкий скачок продаж на фоне начала пандемии и падения рубля: тогда потребители с хроническими заболеваниями поспешили сделать запасы необходимых лекарств. Иными словами, текущее падение произошло в том числе на фоне высоких показателей 2020 г., резюмирует Шуляк.

Еще одна причина снижения продаж в аптеках в натуральном выражении – переход части потребителей на онлайн-сервисы. Так, интернет-аптека «Здравсити» фиксирует увеличение объема реализации упаковок в 2 раза, в деньгах же показатель вырос на 146%, заявил «Ведомостям» ее гендиректор Борис Федорович. Это, в свою очередь, связано в том числе с запуском дистанционной торговли безрецептурными лекарствами.

Опрошенные «Ведомостями» представители фармацевтической розницы данные, указанные в исследовании «Фармацевтического вестника» и AlphaRM, подтверждают. Продажи крупнейшей российской аптечной сети «Ригла» в I квартале сократились в натуральном выражении на 3,8% год к году, а в денежном выросли на 8%, рассказал ее гендиректор Александр Филиппов. Аналогичная ситуация и в «36,6», подтвердил гендиректор сети Александр Кузин, не назвав, впрочем, конкретных цифр. По его словам, из-за подорожания субстанций производители были вынуждены поднять стоимость лекарств. Кроме того, потребители сами стали отказываться от покупки большого количества дешевых препаратов, как правило российского производства, в пользу нескольких более качественных брендов, говорит он.

Закупочные цены у производителей и дистрибуторов увеличились с начала года в среднем на 10%, отмечает главный исполнительный директор воронежской аптечной сети «Фармия» Роман Кубанев. По его словам, подорожали самые востребованные препараты – ксарелто, арбидол, ингавирин и проч. Сами производители утверждают, что цены не повышали.

Об этом, к примеру, сообщили представители Pfizer (эликвис) и Bayer (ксарелто). Стоимость лекарств для конечного потребителя зависит в том числе от надбавок аптек, Bayer не влияет на их ценообразование, добавил представитель немецкой компании. Наценка в самих аптечных сетях действительно выросла на 1–2%, подтверждает Кубанев. Он объясняет это тем, что ранее сети использовали упрощенный налоговый режим, который был отменен с введением обязательной маркировки лекарств 1 июля 2020 г. Региональные сети, работавшие по льготной системе налогообложения, действительно были вынуждены поднять цены для оптимизации расходов, говорит управляющий партнер специализирующейся на фармацевтическом рынке консалтинговой компании «Проектирование систем управления» Павел Лисовский. По его данным, некоторые компании увеличили наценку на треть.