Путин предложил создать второе транспортное кольцо вокруг Петербурга

Трафик по существующей дороге в 2 раза больше, чем предусмотрено проектом
Лидия Верещагина / Ведомости

Президент Владимир Путин 26 июля на совещании по вопросам развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга предложил создать вторую кольцевую автодорогу.

Он напомнил, что из фонда национального благосостояния (ФНБ) выделят средства для продления скоростной трассы М11 «Нева» (Петербург – Москва) через Казань до Екатеринбурга («Ведомости» писали об этом). Таким образом, сказал президент, трасса позволит проехать от Балтики до Урала.

«В этой связи, конечно, нужно подумать о том, чтобы создать новое, более удаленное кольцо от города, автомобильный обход города Санкт-Петербурга по аналогии с Центральной кольцевой дорогой, которую мы недавно открыли в Подмосковье», – сказал Путин (цитата по «Интерфаксу»). Он добавил, что для Санкт-Петербурга и Ленинградской области это будет очень востребованный объект.

Как выяснили «Ведомости», речь идет о строительстве обхода города с восточной стороны на расстоянии 15–20 км от действующей Кольцевой автодороги (КАД). По словам собеседников, знакомых с деталями проекта, объезд свяжет М11 «Нева» с федеральной трассой А181 «Скандинавия», уходящей на границу с Финляндией.

Как сообщил «Ведомостям» гендиректор Ассоциации предприятий дорожного комплекса Юрий Агафонов, примерная протяженность новой автодороги составит 200 км, оценочная стоимость строительства – не менее 280 млрд руб. По его словам, в стратегических планах Минтранса, которые составлялись еще семь лет назад, предполагалась возможность строительства обхода Санкт-Петербурга. Он назывался КАД-2, и его предлагалось строить после 2020 г. с привлечением средств частных инвесторов. Так как денег не было, сроки все время сдвигали, пояснил он.

Как строили ЦКАД вокруг Москвы

Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) в Московской области, на которую ссылается Путин, проходит в 35–50 км от Москвы. Ее протяженность составляет 336 км, из них 260 км – платные. Расходы на строительство превысили 340 млрд руб. Строительство началось в 2014 г. и должно было завершиться в 2018 г. к чемпионату мира по футболу (проводился в России). Из-за сложностей с переносом коммуникаций и газопроводов по основному ходу трассы сроки сдачи объекта затянулись. Основную часть кольца открыли для движения лишь в декабре 2020 г., а сквозное движение по всей ЦКАД началось в июле 2021 г.

Агафонов также отметил, что действующая кольцевая дорога вокруг Петербурга, и особенно восточная ее сторона, сильно перегружена. «Там много городов-спутников, большой транзитный поток. Любой ремонт приводит к многокилометровым пробкам. В районе пересечения кольца с трассой Р21 «Кола», которая связывает Петербург с Карелией и Мурманской областью, в сутки проезжает по 200 000 автомобилей при расчетной нагрузке дороги 70 000–110 000», – поясняет эксперт. Новая магистраль, по его словам, позволит перехватывать автомобильный транзитный поток на подступах к городу.

К 2022 г. уровень загрузки этого участка КАД достигнет критического значения, средняя скорость здесь составит всего 5–10 км/ч, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе отвечающего за транспортный комплекс вице-губернатора Петербурга Максима Соколова. Там отметили, что заторы на КАД заставляют автомобилистов ехать через город, региональные и местные дороги, что ухудшает и без того сложную транспортную и экологическую обстановку в Петербурге и Ленобласти.

При этом, по данным администрации Петербурга, через международные автомобильные пункты пропуска на границе с Финляндией, расположенные на территории Ленобласти, а также через многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» и порты Усть-Луга, Приморск, Выборг и Высоцк проходит 1/5 часть от объема перевозок всех российских внешнеэкономических грузов.

«КАД в числе других федеральных автодорог обеспечивает перевозку этих грузов. Эти обстоятельства вызывают необходимость начать скорейшую реализацию КАД-2, которая позволит вывести транзитный трафик с КАД и разгрузить сеть региональных и местных автодорог», – отметили в пресс-службе Соколова.

Когда строили КАД на рубеже 1990-х – 2000-х гг., было ясно, что со временем она превратится из объездной во внутригородскую магистральную автодорогу, говорит директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По словам эксперта, именно это и произошло из-за интенсивного освоения городской периферии Петербурга. «Задача [нового проекта] – иметь транзитную магистраль, которая обеспечит дальние перевозки. Например, в случае со строительством ЦКАД – отвести от Москвы грузопотоки, которые идут от Балтийского и Черного морей на Урал и далее. Такая же потребность есть и в Петербурге», – сказал «Ведомостям» эксперт. По его мнению, при наличии предварительного проекта дороги стройку реально начать уже в следующем строительном сезоне (весной 2022 г.). Блинкин добавил, что если для строительства новой кольцевой будут выделены средства ФНБ, то проезд по ней будет платным, поскольку средства фонда выделяются на возвратной основе.

В Минтрансе и «Автодоре» (управляет платными дорогами в РФ) не ответили на запросы.