Китай увеличил импорт меди из России в ноябре на четверть

Помогли снятие антиковидных ограничений и возможный дисконт на российский металл
Александр Кондратюк / РИА Новости

Всего в прошлом месяце КНР импортировала 358 300 т медных катодов, что на 10% больше, чем за ноябрь предыдущего года. Таким образом, импорт из России составил 11,5% от общего ввоза этого продукта в Китай.

В последний раз экспорт меди из России в Китай демонстрировал резкий рост в сентябре – тогда этот показатель вырос в 2,3 раза год к году до 39 560 т.

За 11 месяцев 2022 г. Китай импортировал 3,32 млн т медных катодов, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Импорт из России с начала года составил 293 930 т, что на 1,5% ниже аналогичного периода прошлого года.

В 2021 г. Россия экспортировала 463 000 т меди при производстве 989 000 т, говорилось в проекте стратегии развития металлургии до 2030 г., которую разработал Минпромторг (есть в распоряжении «Ведомостей»). На 2022 г. министерство прогнозировало экспорт меди на уровне 730 000–750 000 т при производстве 950 000 – 1 млн.

5 октября Лондонская биржа металлов (LME) объявила запрет на хранение меди Уральской горно-металлургической компании (УГМК) на своих сертифицированных складах. LME не владеет и не управляет складами, а только сертифицирует их операторов и сами склады, чтобы там могли храниться металлы, которые признаются брендами биржи. 500 складов, одобренных LME, находятся в 34 городах в Европе, США и Азии.

Запрет меди УГМК биржа объясняла тем, что Великобритания 26 сентября ввела санкции против основателя УГМК Искандара Махмудова, который вместе с Андреем Бокаревым был ее крупнейшим совладельцем до марта 2022 г. По информации биржи, британское правительство считает, что Махмудов продолжает контролировать компанию прямо или косвенно.

Как писала LME в разъяснительном документе, опубликованном 6 октября, в мае и августе этого года российская медь занимала более 80% складов биржи. Однако металл там долго не задерживался, свидетельствовали данные биржи. При этом санкции в отношении поставок меди из России не вводились.

В конце октября агентство Bloomberg со ссылкой на источники сообщало, что за последние три недели более чем 70 000 т меди, или больше половины всех объемов, хранящихся на складах LME, было заказано на вывоз. В основном медь, большая часть которой была из России, вывозили трейдеры, планировавшие организовать ее доставку китайским покупателям, отмечало агентство.

Объем импорта меди в Китай из России остается в пределах среднегодовой доли импорта в прошлые годы, отмечает аналитик по товарным рынкам «Открытие инвестиций» Оксана Лукичева. По ее словам, в последние месяцы поставки могут расти из-за увеличения дисконтов к мировой цене, применяемых к российской меди после введения ограничений LME. «Китай обычно такие предложения на сырьевых рынках не пропускает», – утверждает она.

По мнению аналитика ФГ «Финам» Алексея Калачева, увеличение объемов импорта меди из России в ноябре вполне может быть связано с запретом LME на медь УГМК, так как на этого производителя приходится около 40% российской добычи меди. «Запретов на поставки от других производителей не вводилось и вряд ли будет вводиться, что, однако, не исключает отказов отдельных покупателей заключать сделки с российскими поставщиками», – считает он.

Первопричиной роста импорта меди в Китае должно быть восстановление спроса на металл в связи с ослаблением политики нулевой терпимости к COVID-19, отмечает Калачев. Основной драйвер спроса на медь в Китае сейчас пополнение стратегических запасов и дефицит поставок на внутрикитайском рынке медного лома, говорит Лукичева.

В будущем расширение поставок российской меди в Китай возможно, но лишь в случае расширения дисконтов к мировым ценам, считает она. Без этого увеличить поставки будет сложно, так как Китай производит рафинированную медь в достаточном количестве для собственной экономики, поясняет эксперт.

Калачев думает, что Россия в ближайшей перспективе сможет увеличить долю Китая в своем экспорте меди, но в импорте Китая эта доля не будет слишком большой. Доля России в мировой добыче меди составляет всего около 4%, это в два с лишним раза меньше, чем добывается меди в самом Китае, поясняет он. Перспективы роста поставок связаны с запуском проекта «Удоканская медь» в Забайкалье, рассчитанного на экспорт в Китай, с мощностью только первой очереди более 130 000 т в год, добавляет Калачев.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы основных производителей меди – УГМК, Русской медной компании и «Норникеля».