Daimler продал свою долю в «Камазе»

Последний крупный западный инвестор покинул отечественный автопром
После ухода немецкого акционера Daimler уставный капитал «Камаза» можно считать полностью импортозамещенным/ Егор Алеев / ТАСС

Немецкий автомобилестроительный концерн Daimler Truck в 2024 г. продал свои 15% акций в крупнейшем российском производителе грузовиков «Камаз». Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал гендиректор «Камаза» Сергей Когогин. Daimler Truck входит в Mercedes-Benz Group (бывшая Daimler AG).

Когогин напомнил, что немецкий концерн не участвует в жизни российского автопроизводителя с февраля 2022 г., когда началась СВО на Украине. «Их дальнейшие планы в отношении нашей компании не известны. Для нас гораздо важнее то, что прекращение взаимоотношений с европейскими партнерами, изменившее, безусловно, наш продукт, не повлияло на нашу возможность производить коммерческую технику и развивать наш модельный ряд», – отметил Когогин.

Кто стал покупателем и сумму сделки Когогин не раскрывает. Сделка прошла, все одобрения получены, сказал источник, близкий к компании. Подробности он также не раскрыл. «Ведомости» направили вопросы в Daimler и «Ростех».

Daimler стал последним из крупнейших западных автоконцернов, которые с весны 2022 г. полностью вышли из российских активов. Ранее рынок покинули все ведущие мировые автоконцерны, а в январе 2024 г. завод корейской Hyundai в Санкт-Петербурге купила компания «Арт-финанс».

Немецкий концерн стал акционером «Камаза» в 2008 г. – тогда он приобрел 10% производителя грузовиков у инвесткомпании «Тройка диалог» Рубена Варданяна за $250 млн. Сама «Тройка» была продана Сбербанку в 2012 г. В 2010 г. Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5% «Камаза»: 1% достался немецкому автоконцерну, 4% – ЕБРР. Позднее Daimler выкупил у банка принадлежащие тому акции.

Основными акционерами «Камаза» остаются ГК «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). Последняя принадлежит Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего), Когогину (30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%).

Технологии Mercedes сыграли существенную роль в модернизации модельного ряда «Камаза». Так, в октябре 2013 г. началось серийное производство седельных тягачей поколения K4 («Камаз 5490»).

Для них используется выпускаемая по лицензии в России кабина грузовика Mercedes Axor образца 2001 г., а также дизельный двигатель Mercedes OM 457LA. 

В последующие годы «Камаз» активно развивал эту модельную линейку, были выпущены самосвал и шасси в различных модификациях. В 2023 г. в том числе за счет выпуска грузовиков поколения К4 из оставшихся запасов комплектующих «Камаз», по словам Когогина, смог удвоить чистую прибыль. Всего было выпущено более 20 000 грузовиков К4. 

В мае 2019 г. Daimler и «Камаз» открыли завод каркасов кабин для тягачей одноименных марок. Он расположился на производственной площадке «Камаза» в Набережных Челнах. Управляющим проекта стало паритетное совместное предприятие «Даймлер Камаз рус» («ДК рус»). Завод мощностью 55 000 кабин стоил 14 млрд руб. 

Предприятие выпускало кабины для грузовиков «Камаз» последнего поколения К5 – донором для них выступил агрегат от Mercedes Actros образца 2012 г., – а также кабины для грузовиков Mercedes, которые выпускались в Набережных Челнах. Кроме этого «ДК рус» была генеральным импортером грузовой и специальной техники Mercedes-Benz и среднетоннажных фургонов Fuso. 

В 2022 г. после начала СВО и ухода Mercedes из России у «Камаза» возникли сложности с компонентной базой для техники поколений К4 и К5. В ноябре 2022 г. Когогин пообещал локализовать производство кабины для грузовиков К5 к марту 2023 г. Официальных сообщений о том, смогла ли компания это сделать, не было.

В январе 2023 г. «Камаз» консолидировал 100% «ДК рус» и переименовал его в «Тракс восток рус». За полгода до этого эта компания стала дистрибутором линейки среднетоннажных фургонов «Компас», которые «Камаз» выпускает в партнерстве с китайской JAC. 

«Камаз» – это стратегический актив для государства, поскольку выпускает в том числе продукцию негражданского назначения, напоминает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. По его словам, на первое время пакет в компании может перейти номинальному собственнику, как было в случае с бывшим заводом Volvo в Калуге. Но в конечном итоге эти 15%, скорее всего, окажутся в подконтрольной государству структуре, удобной для управления «Камазом», считает эксперт. Так произошло, например, с долей Renault в «АвтоВАЗе», которая была передана подведомственному Минпромторгу госинституту НАМИ.